Василий Васильевич Верещагин (1842–1904)

Время прочтения: мин.

Живописец, баталист

История

Василий Верещагин появился на свет в Череповце в старинной, но небогатой дворянской семье. Подлинной малой родиной художника стало родовое имение Пертовка под Череповцом, ныне затопленное водами Рыбинского водохранилища.


Дом–музей В.В. Верещагина

Учился Василий Васильевич в петербургской Академии художеств, потом во Франции у Жана-Леона Жерома и в Парижской академии. Туркестанская серия картин, сделавшая своему автору имя в искусстве, стала итогом многолетних путешествий по Средней и Центральной Азии, Сибири.


Василий Верещагин. Фотография из VI тома «Военной энциклопедии» (1911 г.)

Картины и больше сотни рисунков, созданные в 1871–1873 годах, произвели фурор в Европе прежде всего своим натурализмом, порой отталкивающим. Таков «Апофеоз войны» (1871), родившийся то ли из легенд о Тамерлане, то ли из ужасов подавления дунганского мятежа в Западном Китае, которые Верещагин наблюдал своими глазами.

Апофеоз войны. 1871 г. Холст, масло. Художник В.В. Верещагин. Государственная Третьяковская галерея

Итогом участия в русско-турецкой войне (1877–1878) стали ранение, едва не стоившее художнику ноги, Балканская серия картин и книга воспоминаний о М. Д. Скобелеве. Знаменитого «белого генерала» Верещагин знал еще по Туркестану и был с ним в хороших отношениях.

 

В 1880-е Василий Васильевич собирал в Индии впечатления для очередной серии, в Сирии и Палестине посещал евангельские места. Из этих путешествий появилась его «Трилогия казней», включавшая три огромных полотна: «Распятие на кресте во времена владычества римлян» (1887), «Казнь из пушек в Британской Индии» и «Казнь заговорщиков в России» (обе — 1884).


В. Верещагин во время первой поездки на Кавказ. 1863 г.

Распятие на кресте у римлян. 1887 г. Холст, масло. Художник В.В. Верещагин. Частное собрание

Подавление индийского восстания англичанами. 1884 г.

Казнь заговорщиков в России. 1884—1885 гг. Холст, масло. Художник В.В. Верещагин. Музей политической истории России

Монументальный цикл 1890-х «Наполеон I в России» из 20 картин был не столько батальной, сколько исторической живописью. К событиям Отечественной войны 1812 года художник обращался не как наблюдатель, но как мыслитель, можно сказать, исследователь.

31 марта 1904-го Верещагин, верный привычке быть в гуще изображаемых событий, встретил в Порт-Артуре — на броненосце «Петропавловск» вместе с вице-адмиралом Степаном Осиповичем Макаровым. Этот день стал в жизни Василия Васильевича последним: броненосец подорвался на мине и мгновенно затонул.


Эскадренный броненосец «Петропавловск» на Кронштадтском рейде. Конец 1899 г.

Череповец при жизни художника-путешественника не был обласкан его вниманием. Покинув родные места в раннем возрасте, Верещагин, видимо, не питал к ним глубокой привязанности. Тем не менее память о Василии Васильевиче в Череповце сохранялась всегда.


Бюст В.В. Верещагина на площади Металлургов. 2022 г.

В 1957 году на площади Металлургов был установлен бюст Верещагина (скульпторы Борис Васильевич Едунов и Алексей Михайлович Портянко, архитектор А. В. Гуляев). Именем художника была названа одна из череповецких улиц. В 1984-м дом, где родился художник, стал мемориальным музеем.



Похожие личности

Владимир Михайлович Зельдин

Актер театра и кино, народный артист СССР

Василий Сергеевич Калинников

Выдающийся русский композитор.

Алексей Алексеевич Цветков

Заслуженный работник культуры, создатель колледжа прикладного искусства и народных промыслов в Талдоме.

Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!