Усть-Катавский вагоностроительный завод

Время прочтения: мин.

Челябинская область, г. Усть-Катав, ул. Заводская, д. 1

GPS: 54.935209 , 58.161585

Первый железоделательный завод был построен на этом месте в 1758 году. В 1901 году он стал выпускать трамвайные вагоны. Во время ВОВ полностью перешёл на выпуск военной продукции. В дальнейшем вернулся к производству трамваев. С 1961 года здесь создаются двигатели для космических аппаратов.

История

История завода начинается в 1758 году, когда промышленники, братья Твердышевы и И. С. Мясников, основали железоделательный (металлургический) завод на Бакальском железном месторождении. Основным направлением деятельности завода была перековка чугуна в товары: от гвоздей до листового железа. Сопутствующими предприятиями завода были мельница, лесопилка, столярная мастерская. Строился он в качестве вспомогательного для соседних Катав-Ивановского и Юрюзань-Ивановского заводов. Произведённые товары поставлялись большей частью в Центральную Россию и Поволжье, другая часть уходила на экспорт.


Владельцами завода в начале XIX века стали князья Белосельские-Белозерские. В 1898 году он перешёл во временное управление бельгийского акционерного Южно-Уральского анонимного металлургического общества. Новые управляющие провели модернизацию и наладили выпуск большегрузных и пассажирских железнодорожных вагонов и трамваев. Железоделательная спецификация завода при этом сохранилась.

Первый трамвай там выпустили в 1901 году. Он был открытого типа и предназначался для города Тифлис. В Гражданскую войну завод захватили чехословацкие войска, нанеся ему серьёзный урон. После войны, в 1922 году, сначала было налажено производство запасных частей для ремонта железных дорог, а немного позже завод снова стал производить железнодорожные вагоны.


В 1941‒1945 годах город принял у себя производства Ленинграда, Брянска, Сталинграда и Мытищ. Основные площади для их размещения предоставил вагоностроительный завод. Ведущее предприятие города полностью переориентировало производство, теперь вся его продукция предназначалась для фронта. Завод работал в круглосуточном режиме, производя авиабомбы, пушки к танкам Т-34, миномёты. Самоотверженная работа коллектива получила высокую оценку — завод был награждён орденом Трудового Красного Знамени.


В 1960 году на заводе появилось новое подразделение — конструкторское бюро. Взяв за образец чехословацкий вагон «Татра», здесь разработали его модификацию. Новый трамвайный вагон назвали «КТМ-5» и в 1963 году запустили его производство. Эти трамваи предназначались исключительно для внутренних нужд страны и поставлялись в провинциальные города, поэтому их знали во всех уголках страны. К началу 1990-х годов количество выпущенных высокопольных трамваев «КТМ-5», включая модифицированные модели, составило 14 991 единицу. Этот результат превысил численность всех других выпускавшихся в мире моделей трамваев и стал мировым рекордом, внесённым в Книгу Гиннеса.


В 1961 году на заводе начали производить двигатели для советских космических аппаратов. Двигательными установками УКВЗ комплектовались пилотируемые аппараты «Союз». Их также применяли в космической программе «Энергия-Буран». Сегодня УКВЗ является одним из подразделений государственной корпорации «Роскосмос».

Похожие места

Сокольский металлургический завод. Бельгийские инвестиции на благо российской металлурги

История Липецкого края как металлургического центра ведет свое начало с рубежа XVII–XVIII веков, когда стараниями Петра I здесь стали разрабатываться рудные месторождения и были основаны железоделательные заводы.

Бывшая контора Каменского казенного чугунолитейного завода — ныне здание Каменск-Уральского краеведческого музея

Здание бывшего управления Каменского казенного чугунолитейного завода — главный архитектурный символ старого Каменска с 200-летней историей. Сейчас здесь находится краеведческий музей.

Фабрики Зиминых и завод «Респиратор»

Бывший крепостной крестьянин Семен Зимин организовал в XVIII веке шелкоткацкое производство на левобережье Клязьмы. За два века производство разрослось до фабрики с заводом «Респиратор», работающим и сейчас.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!