Сердобский машиностроительный завод

Время прочтения: мин.

ул. Вокзальная, д. 10

GPS: 52.465958 , 44.191419

Сердобский машиностроительный завод, основанный в 1954 году, прошёл путь от производства прицепов-самосвалов для тракторов до выпуска картеров для грузовиков и других сложных механизмов. Сегодня он является крупнейшим промышленным предприятием в районе и дочерней компанией ОАО «АвтоВАЗ».

История

Строительство паровозоремонтного завода в Сердобске первоначально планировалось ещё в 1941 году, но Великая Отечественная война отодвинула эти планы. В итоге строительство началось только в 1947 году, но с изменением профиля завода. В сентябре 1953 года пленум ЦК КПСС принял новые меры по развитию сельского хозяйства, в рамках которых в Сердобске началось производство прицепов-самосвалов для тракторов. Первые прицепы были выпущены на нём осенью 1954 года.

Сердобский машиностроительный завод. Начало строительства литейного цеха. 1952 г.

Сердобский машиностроительный завод. Строительство одного из цехов главного корпуса. 1952 г.

На протяжении следующих десятилетий завод добился больших успехов. Он неоднократно завоёвывал переходящее Красное знамя Пензенского совнархоза и областного Совета профсоюзов, а его продукция была признана на Выставке достижений народного хозяйства в Москве. Завод начал экспортировать свои изделия за рубеж. В 1961 году для подготовки новых специалистов в Сердобске открылся вечерний машиностроительный техникум, а при заводе были построены клуб, детский сад и поликлиника.

Вручение переходящего знамени завкома, парткома и комитета ВЛКСМ

Сердобского машиностроительного завода кузнечно-заготовительному цеху, победителю соц. соревнования в 9-й пятилетке. 1976 г.

Прицеп, продукция Сердобского машиностроительного завода. 1967 г.

Важным событием для завода стало его вхождение в Объединение московского автомобильного завода имени И. А. Лихачёва в 1969 году, что позволило расширить и модернизировать производство. К 1973 году на предприятии работало 12 автоматических и 52 поточно-механизированные линии, началось производство картеров ведущих мостов для грузовиков и шасси с двухтонными прицепами для ЗИЛ-131, использовавшегося в Советской Армии. Завод и его сотрудники неоднократно получали государственные награды. Особой гордостью завода был наладчик автоматической линии сварки Василий Никифорович Журавлёв, полный кавалер ордена Трудовой Славы и почётный гражданин Сердобска.

Общий вид Сердобского машиностроительного завода. 1967 г.

Фотография. Ю. Казанцев, фрезеровщик ремонтно-механического цеха Сердобского часового завода.

В 1990-е годы завод смог сохранить производство. Сегодня Сердобский машиностроительный завод является дочерним предприятием ОАО «АвтоВАЗ» и остаётся крупнейшим промышленным объектом в районе. В 2023 году завод торжественно отметил 70-летие со дня своего основания.

Источники:

© Сердобский машиностроительный завод. Начало строительства литейного цеха. Государственный каталог музейного фонда РФ

© Сердобский машиностроительный завод. Строительство одного из цехов главного корпуса. 1952 г. Государственный каталог музейного фонда РФ

© Вручение переходящего знамени завкома, парткома и комитета ВЛКСМ Сердобского машиностроительного завода кузнечно-заготовительному цеху, победителю соц. соревнования в 9-й пятилетке. 1976 г. Государственный каталог музейного фонда РФ

© Прицеп, продукция Сердобского машиностроительного завода. Государственный каталог музейного фонда РФ

© Общий вид Сердобского машиностроительного завода. Государственный каталог музейного фонда РФ

© Ю. Казанцев, фрезеровщик ремонтно-механического цеха Сердобского часового завода. 1969 г. Государственный каталог музейного фонда РФ

Похожие места

Дулёвский фарфоровый завод. Самый крупный в России

Дулевский фарфоровый завод основан в первой половине XIX века гжельским старообрядцем Терентием Кузнецовым. При нем была создана целая фарфоровая империя, которую национализировали после революции.

Усть-Катавский вагоностроительный завод

Первый железоделательный завод был построен на этом месте в 1758 году. В 1901 году он стал выпускать трамвайные вагоны. Во время ВОВ полностью перешёл на выпуск военной продукции. В дальнейшем вернулся к производству трамваев. С 1961 года здесь создаются двигатели для космических аппаратов.

Здание электростанции с водяной турбиной, 1896 год

В дореволюционное время Нейво-Алапаевский завод был одним из наиболее мощных и технически оснащенных на Урале. Сейчас объект находится на территории Алапаевского металлургического завода и считается памятником индустриальной архитектуры.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!