Усть-Катавский трамвай

Время прочтения: мин.

Первый трамвай был выпущен в 1901 году. Массовый выпуск трамваев на заводе начался с 1960-х годов. Предприятию принадлежит рекорд массового выпуска серии трамваев — почти 15 тысяч штук.

История

Небольшой промышленный город в Челябинской области называют «трамвайной столицей России», поскольку крупнейшим предприятием Усть-Катава является его вагоностроительный завод.

Первый трамвай усть-катавцы собрали в далёком 1901 году. Он был открытого типа и предназначался для Тифлиса (Тбилиси). Тогда транспорт Тифлиса переходил от устаревшей конки (трамвайных вагонов, движущей силой которых были лошади) к современным электрическим трамваям. Первыми там появились вагоны из Бельгии. Узнав об этом, бельгийские управляющие усть-катавским заводом увидели хорошие перспективы для местного производства. После этого на заводе был собран первый экспериментальный образец открытого трамвая. Предназначенный для жаркого Тифлиса, он имел открытый верх.

Тифлис. Электрический трамвай и Караван-сарай Тамамшевых. 1909–1917 гг.

Пиковой мощности производства завод достиг в 1960-е гг. В то время там появилось собственное конструкторское бюро, занявшееся разработкой новых моделей трамваев. Это позволило заводу обновить продукцию. Высокопольные трамваи КТМ-5 стали массово выпускаться там с 1963 года. Доработанная версия КТМ-5МЗ довольно долгое время, с 1969-го по 1997 год, производилась для внутреннего рынка страны, на экспорт эта модель не шла. Усть-катавские трамваи КТМ-5 перевозили пассажиров в региональных городах, их обслуживали 87 трамвайных хозяйств страны. В Москву, Минск, Ригу и другие крупные города вагоны серии КТМ-5 не поставлялись. Разработанная в Усть-Катаве модель трамвая имела настолько большой запас прочности, что их до сих пор можно встретить на линиях нескольких десятков российских городов. По мощности они тоже превосходили своих конкурентов — трамваи ленинградского и рижского заводов.

Трамвай КТМ-5 на испытаниях в г. Челябинске

У сверхпланового трамвайного поезда, изготовленного

из сэкономленных деталей и материалов комсомольцами и молодёжью У-КВЗ в подарок ХIII съезду ВЛКСМ. 1958 г.

Общее количество выпущенных здесь после 1963 года трамваев серии КТМ-5 достигает без малого 15 тысяч экземпляров. Второе место по массовости выпуска занимает чешская «Татра». На её мощностях было изготовлено чуть более 14 тысяч трамвайных вагонов в период с 1962-го по 1999 год.

Трамвай едет по лесу в Усть-Катаве

В 1973 году для испытаний своей продукции у завода появилась специальная трамвайная линия. Она достигает в длину 4 километра, и трамваи проходят на ней повороты малого радиуса и преодолевают самый большой уклон в России и СНГ. Удивительно, но в городе, основным предприятием которого является вагоностроительный завод, так и не было налажено движение трамваев.

Похожие предметы

Останки судна с пушками и якорем

На берегу Каспийского моря были обнаружены останки старинного корабля из Петровской эпохи. Находки переданы в Национальный музей Дагестана.

Курганы Тихорецкого района

На Тихорецкой земле многие тысячелетия существуют уникальные памятники истории — курганы. Археологи установили, что именно здесь, в северокубанских степях, зародился такой способ захоронения. В районе насчитывается около двухсот курганов.

Музей кирпичного искусства

Ейский кирпич стал настоящим проводником в строительные традиции прошлого. Здесь работали заводы, продукция которых пользовалась спросом по всей Российской империи. Музей кирпичного искусства позволяет узнать интересные факты об этой отрасли.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!