Солотчинский монастырь

Время прочтения: мин.

г. Рязань, пл. Монастырская, д. 1

GPS: 54.790489 , 39.833378

Возникновение и первые годы существования Солотчинского монастыря неразрывно связаны с именем самого известного из великих князей Рязанских — Олега Ивановича. Именно здесь до начала XX века хранилась его кольчуга, которую он вместо вериг носил под монашеской одеждой 12 лет.

История

Сейчас Солотча — микрорайон-эксклав Рязани, расположенный более чем в 10 километрах от городской черты, а ранее это было село, возникшее вокруг монастыря. Мужскую обитель Рождества Богородицы в Солотче основали с разрешения самого известного из великих князей Рязанских — Олега Ивановича (?–1402) в 1390 году. Здесь же Олег Рязанский перед кончиной принял схиму и был похоронен. 


Кольчуга великого князя рязанского Олега Ивановича (в музее Рязанского кремля). 2017 г. Автор фото и материала - dor_zhur.



Князь и его потомки щедро жертвовали монастырю земли, и со временем тот превратился в крупного вотчинника, владевшего множеством сел в округе. Каменное строительство началось в Солотче в 1560-х годах на деньги коломенского епископа Феодосия, ушедшего в монастырь на покой. 

Рязанский князь Олег Иванович

От XVI века сохранился только двустолпный пятиглавый собор Рождества Богородицы (впервые упомянут в документах в 1598 году). Новый расцвет строительства наступил в самом конце XVII столетия. Тогда за короткий отрезок времени здесь появились трапезная церковь Святого Духа, восточная и южная стены монастыря, построенные наподобие крепостных, две угловые башни, двое проездных ворот (северо-восточные и Святые, с надвратной церковью Рождества Иоанна Предтечи), покои архимандрита, братские кельи. 


Церковь Рождества Богородицы. 2010-е гг.

Монастырские храмы выдержаны в стиле популярного тогда нарышкинского барокко. Для украшения стен надвратной и Духовской церквей в Москве купили у известного «ценинных дел мастера» Степана Полубеса полихромные изразцы с изображением херувимов, серафимов и четырех евангелистов. В 1735 году к Духовской церкви пристроили колокольню. Она по стилистическому решению несколько отличается от прежних построек. В 1742–1743 годах завершилось строительство стены, но возводилась она уже как обычная, без стилизации под крепостную. В 1830-е годы здания монастыря перестроили в стиле классицизма.

Церковь Рождества Богородицы (XVI-XVII вв.). Вид с юго-востока. 2019 г.



После революции одно время на территории упраздненной обители располагалась колония для несовершеннолетних преступников. Позднее монастырский комплекс передали в ведение Рязанского историко-архитектурного музея. К этому времени относятся работы по научной реставрации зданий. В настоящее время в Солотче действует женский монастырь, причем были произведены ремонтные работы, несколько исказившие первоначальный облик архитектурного комплекса: у зданий появились блестящие покрытия крыш, стены из красного кирпича побелили, а затем оштукатурили и раскрасили под кирпич.



Похожие места

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

История церкви Покрова Пресвятой Богородицы началась еще до основания Черкесска, когда казаки выстроили на Дону деревянный храм в 1730 году. Эту церковь и перевезли в Черкесск, а позже возвели каменный храм.

Авраамиев Новозаозерский Успенский монастырь. Место обретения и последующей утраты чудотворной иконы

Авраамиев монастырь — древнейшая из обителей Галича, построенная на месте обретения иконы Божией Матери «Умиление». В XVII веке здесь появились Петропавловский и Успенский храмы, которые ждут реставрации.

Знаменский кафедральный собор. Как всем миром в Кемерове храм строили

Знаменскую церковь в Кемерове парадоксально начали строить после революции, когда по всей стране закрывали храмы. В 1960 году власти ее снесли, но в 1995 году построили кафедральный собор.

Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!