Солотчинский монастырь

Время прочтения: мин.

г. Рязань, пл. Монастырская, д. 1

GPS: 54.790489 , 39.833378

Возникновение и первые годы существования Солотчинского монастыря неразрывно связаны с именем самого известного из великих князей Рязанских — Олега Ивановича. Именно здесь до начала XX века хранилась его кольчуга, которую он вместо вериг носил под монашеской одеждой 12 лет.

История

Сейчас Солотча — микрорайон-эксклав Рязани, расположенный более чем в 10 километрах от городской черты, а ранее это было село, возникшее вокруг монастыря. Мужскую обитель Рождества Богородицы в Солотче основали с разрешения самого известного из великих князей Рязанских — Олега Ивановича (?–1402) в 1390 году. Здесь же Олег Рязанский перед кончиной принял схиму и был похоронен. 


Собор Рождества Богородицы Солотчинского Рождество-Богородицкого монастыря. пос. Солотча. 1969 г.



Князь и его потомки щедро жертвовали монастырю земли, и со временем тот превратился в крупного вотчинника, владевшего множеством сел в округе. Каменное строительство началось в Солотче в 1560-х годах на деньги коломенского епископа Феодосия, ушедшего в монастырь на покой. 

Рязанский князь Олег Иванович

От XVI века сохранился только двустолпный пятиглавый собор Рождества Богородицы (впервые упомянут в документах в 1598 году). Новый расцвет строительства наступил в самом конце XVII столетия. Тогда за короткий отрезок времени здесь появились трапезная церковь Святого Духа, восточная и южная стены монастыря, построенные наподобие крепостных, две угловые башни, двое проездных ворот (северо-восточные и Святые, с надвратной церковью Рождества Иоанна Предтечи), покои архимандрита, братские кельи. 


Трапезная церковь Св. Духа Солотчинского Рождество-Богородицкого монастыря. пос. Солотча. 1969 г.

Солотчинский монастырь. Негативы в архиве семьи Навашиных. Конец 1930-х гг.



Монастырские храмы выдержаны в стиле популярного тогда нарышкинского барокко. Для украшения стен надвратной и Духовской церквей в Москве купили у известного «ценинных дел мастера» Степана Полубеса полихромные изразцы с изображением херувимов, серафимов и четырех евангелистов. В 1735 году к Духовской церкви пристроили колокольню. Она по стилистическому решению несколько отличается от прежних построек. В 1742–1743 годах завершилось строительство стены, но возводилась она уже как обычная, без стилизации под крепостную. В 1830-е годы здания монастыря перестроили в стиле классицизма.

Женский Солотчинский монастырь

После революции одно время на территории упраздненной обители располагалась колония для несовершеннолетних преступников. Позднее монастырский комплекс передали в ведение Рязанского историко-архитектурного музея. К этому времени относятся работы по научной реставрации зданий. В настоящее время в Солотче действует женский монастырь, причем были произведены ремонтные работы, несколько исказившие первоначальный облик архитектурного комплекса: у зданий появились блестящие покрытия крыш, стены из красного кирпича побелили, а затем оштукатурили и раскрасили под кирпич.



Похожие места

Николо-Улейминский монастырь — обитель с многовековой историей

Бесценная жемчужина древнерусской архитектуры и обитель с тяжелой судьбой. Её трижды сжигали, использовали под склад, тюрьму и детский дом. И только в 1990-е духовная жизнь в монастыре начала возрождаться.

Ново-Голутвин монастырь

На данный момент в Ново-Голутвине монастыре постоянно проживает около 90 монахинь. При обители работает врачебный центр и детский приют, питомники редких пород собак и лошадей и даже живет один верблюд

Собор Архангела Михаила (реформатская кирха Инстербурга)

Главная высотная доминанта Черняховска. Здание было построено в конце XIX века как реформатская кирха, но сегодня это православный кафедральный собор. Сооружение сохранило свой исторический облик.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!