Историческая справка о железнодорожном вокзале

Время прочтения: мин.

Республика Карелия, г. Сортавала, Старовыборгское шоссе, дом 19

GPS: 61.694310 , 30.673110

Строительство станции в 1894 г. позволило наладить перевозку не только пассажиров, но и портовых грузов. Здесь установлен паровоз-памятник, курсируют ретро-поезд и состав Деда Мороза.

Важный пограничный железнодорожный пункт

В 1872 году на Финляндском сейме впервые подняли вопрос о строительстве Карельской железной дороги между Выборгом и Йоэнсуу, но окончательное решение приняли только в 1888 году. В 1890 году началось строительство.

В 1890–1894 годах проходило строительство ветки Антреа (Каменногорск) — Сердоболь (Сортавала) — Йоэнсуу с колеей российского стандарта в 1 524 миллиметра. Отрезок Антреа (Каменогорск) — Сердоболь был готов в октябре 1893 года, отрезок Сердоболь — Йоэнсуу — в октябре 1894 года.

Железнодорожная станция Йоэнсуу

Карельскую железную дорогу окончательно присоединили к железнодорожной сети России в 1913 году после того, как соорудили Финляндский железнодорожный мост через Неву. К июню 1894 года от станции построили двухкилометровую ветку до порта. Это позволило перевозить по железной дороге не только пассажиров, но и древесину, а также мраморные блоки из Рускеалы.

Финляндский железнодорожный мост

Карта Карельской железной дороги

Мраморные блоки из Рускеалы

На карте Сортавалы 1892 года, созданной архитектором Берндтом Иваром Аминовым, для здания железнодорожного вокзала выделили местность Кюмёля к юго-западу от центра города. В 1893 году по проекту архитектора Кнута Нюландера там построили деревянное здание вокзала, которое расширили в 1934 и 1938 годах. Рядом с ним в 1893 году возвели железнодорожное депо с поворотным кругом, сохранившееся до наших дней. Депо также расширялось в 1899, 1900 и 1926 годах. В 1931 году построили пакгауз.

Железнодорожный вокзал Сортавалы

Здание вокзала и водонапорная башня были уничтожены во время боев за город в 1941 году. В 1943 году деревянный вокзал восстановили и использовали до конца 1990-х годов. Рядом с ним находится возведенная в 1942 году водонапорная башня. Современное каменное здание вокзала построено в 2001 году.

Железнодорожный вокзал Сортавалы

Строительство на окраине Сортавалы железнодорожной станции привело к тому, что там появился поселок железнодорожников, именовавшийся тогда Задняя Кюмёля. От него сохранилось несколько жилых домов, построенных преимущественно в 1930-е годы. Но самым известным зданием является жилой дом 1900 года по адресу Старовыборгское шоссе, 36, знаменитый своей трехметровой изразцовой печью, верх которой украшает керамическая фигурка кошки.

Железнодорожный вокзал Сортавалы

Жилой дом на Старо-Выборгском шоссе в Сортавале

В 2015 году на станции Сортавала установлен в качестве памятника паровоз Эр 788–81, построенный в 1953 году на заводе Цегельского в Польше. С июня 2019 года по маршруту Сортавала — Горный парк «Рускеала» курсирует фирменный ретропоезд «Рускеальский экспресс», оформленный в стиле конца XIX — начала ХХ века. Другим успешным проектом железнодорожной станции Сортавала стал «Поезд Деда Мороза». Этот поезд был запущен в 2002 году на платформе «Морозная» и состоит из трех вагонов: вагона-лавки, вагона «Сказочная деревня» и передвижной приемной Деда Мороза.

  1. Табличка на перроне вокзала Сортавалы
  2. Вагон-лавка Деда Мороза
  3. Рускеальный экспресс
  4. Железнодорожный вокзал Сортавалы
  5. Паровоз-памятник «Эр 788-81»

Похожие места

Историческая справка о городской железнодорожной станции

К концу XIX века в России были завершены основные линии Юго-Восточной железной дороги, включая пути через Сердобск. В советский период станция играла важную роль, обеспечивая бесперебойную работу прифронтовой магистрали. Сегодня станция продолжает обслуживать пассажирские и грузовые потоки, оставаясь частью Юго-Восточной железной дороги.

Морской вокзал города Сочи

Город у моря немыслим без набережных, причалов, прогулочных катеров и круизных лайнеров. Всем этим в полной мере обладает Сочи. Морской вокзал Сочи — памятник федерального значения, любимый не только туристами, но и местными жителями.

Историческая справка о городской железнодорожной станции

Железная дорога в Усть-Катаве появилась в 1890 году, сыграв ключевую роль в развитии города и его заводов. Это открыло новые экономические возможности и упростило транспортировку продукции.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!