Производственные помещения Ярцевского хлопчатобумажного комбината — бывшей Хлудовской мануфактуры

Время прочтения: мин.

ул. Ленинская, д. 12

GPS: 55.064865 , 32.680539

Предприятие было основано в августе 1873 года. Оно находилось в непосредственной близости от железной дороги Москва — Смоленск. Помещения бывшей Хлудовской мануфактуры внесены в перечень объектов культурного наследия регионального значения.

На протяжении многих десятилетий Хлудовская мануфактура, основанная московским купцом Алексеем Ивановичем Хлудовым, была неотъемлемой частью экономического и культурного ландшафта города Ярцево. Это хлопчатобумажное предприятие, начавшее свою историю в августе 1873 года, находилось в непосредственной близости от железнодорожной станции Москва — Смоленск, на берегу реки Вопь. Именно 1873 год считается официальной датой основания фабрики.


А. И. Хлудов

А. И. Хлудов успешно выбрал место для строительства мануфактуры, учитывая как удобное расположение железной дороги, так и близость реки. Железная дорога Москва — Брест, проходившая через Ярцево, и железная дорога Рига — Орёл, которая проходила через Смоленск, обеспечивали выход на зарубежные рынки и служили путями для доставки оборудования и хлопка. В свою очередь, река Вопь использовалась для сплава леса, необходимого для строительства.

Московско-Смоленская железная дорога. 1860-е гг.

Станция Ярцево. Железнодорожные пути. Депо

Московско-Смоленская железная дорога.

1860-е гг. Мост через реку Вопь

Строительство фабрики продвигалось весьма стремительно: уже в марте 1876 года начал работу прядильный корпус, строительство которого окончательно завершилось в 1881 году, а в январе 1878 года был введён в эксплуатацию ткацкий корпус. К моменту своего завершения фабрика стала не только крупнейшим промышленным предприятием в Смоленской губернии, но и одной из самых больших текстильных фабрик России. На рубеже XIX и XX веков на предприятии работало более 4 тысяч человек, а с учётом временных рабочих — более 6 тысяч.


Вид фабрики. На первом плане белая школа

Для размещения рабочих около фабрики были построены деревянные казармы. Однако в 1882 году произошла трагедия: ночью 23 января во время пересменки в прядильном отделении возник пожар из-за возгорания хлопка. Многие рабочие, участвовавшие в борьбе с огнём, погибли. После этого события началось строительство каменных казарм вблизи фабрики. Несмотря на тесноту, с рабочих брали высокую плату за проживание. В одной из самых больших четырёхэтажных казарм в 180 маленьких комнатах проживало около 1,5 тысячи человек.


Фабрика была оборудована современными на то время станками, приобретёнными в Англии. Сырьё, используемое на производстве, включало американский, бухарский и египетский хлопок. Первоначально мануфактура производила пряжу, кашемир, бязь и другие ткани. В 1907 году, когда бо́льшую часть акций фабрики приобрёл владелец московской «Трёхгорной мануфактуры» Н. И. Прохоров, ассортимент продукции значительно расширился. В новом корпусе было установлено 2100 ткацких станков, а в прядильном производстве — 140 тысяч веретён. К 1913–1914 годам на Ярцевской фабрике трудилось свыше 7,5 тысячи человек.

Вид Трёхгорной Прохоровской мануфактуры. Двор

После Революции фабрика пережила трудные времена: объёмы производства сократились, численность рабочих уменьшилась. Однако предприятие получало заказы от военного ведомства, нуждавшегося в тканях для армейской униформы. К середине 1920-х годов фабрика вернулась к довоенным объёмам производства. Народный комиссариат лёгкой промышленности признал Ярцевскую фабрику ведущим предприятием в системе текстильной промышленности СССР. В середине 1930-х годов здесь трудилось около 10 тысяч человек, и была проведена модернизация оборудования. В 1938 году появился новый ткацкий корпус.

Во время Великой Отечественной войны фабрика была сильно разрушена, и на её восстановление потребовалось несколько лет. В 1973 году, в честь своего 100-летия, Ярцевский хлопчатобумажный комбинат был удостоен высшей государственной награды СССР — Ордена Ленина за трудовые достижения. Решением исполнительного комитета Смоленского областного Совета депутатов трудящихся от 11 июня 1974 года производственные помещения бывшей Хлудовской мануфактуры были включены в перечень объектов культурного наследия регионального значения.


Разрушенное Ярцево. Здание ткацкой фабрики. 1941–1945 гг.

Похожие места

Усть-Катавский вагоностроительный завод

Первый железоделательный завод был построен на этом месте в 1758 году. В 1901 году он стал выпускать трамвайные вагоны. Во время ВОВ полностью перешёл на выпуск военной продукции. В дальнейшем вернулся к производству трамваев. С 1961 года здесь создаются двигатели для космических аппаратов.

Люберецкий завод сельскохозяйственных машин (сельскохозяйственного машиностроения) имени Ухтомского

Люберецкий завод сельскохозяйственных машин, открывшийся в 1924 году, стал градообразующим предприятием региона. Он обеспечивал работой целые поколения люберчан. Однако после распада СССР в 2004 году завод прекратил своё существование.

Златоустовская оружейная фабрика, существующая более двух веков

Фабрика с двухвековой историей долгое время обеспечивала все потребности армии и флота в холодном оружии. Именно здесь зародился оригинальный стиль златоустовской гравюры на стали.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!