Подземные ходы

Время прочтения: мин.

Ейск опутан подземными ходами со множеством ответвлений. Доподлинно неизвестно, кем они были построены. Ейские историки продолжают исследовать подземелья, которые могут стать уникальной достопримечательностью города.

История

Существование под городом загадочной сети подземных ходов для ейчан давно не новость, но количество таинственных городских историй, связанных с этими тоннелями, всё время растёт. Согласно одной из легенд, купец Лопата использовал их для передвижения от своего дома до Общественного банка. Также считается, что через один из тоннелей сбежали преступники из отделения полиции. Существует мнение, что в подземельях спрятана часть ссудной казны, доставленной в город из Петербурга в 1917 году. 

В 1920-е годы в тоннелях был найден склад с оружием и английским солдатским обмундированием, а также фаэтон (повозка), на котором его владелец перемещался по подземелью. Во время немецкой оккупации тоннели использовали участники антифашистского подполья. До конца 1940-х годов существовали выходы из тоннелей к Таганрогскому заливу, а местные дети спускались в подземелье у военного городка, выбираясь на поверхность у Никольского парка. Позже для безопасности выходы накрыли бетонными плитами для безопасности, а часть тоннелей забетонировали или замуровали под землёй. Но и сегодня при строительстве в историческом центре рабочие иногда находят потаённые ходы.


Песчаный берег Таганрогского залива в районе островов. 1965 г.

Подземный лабиринт имеет множество ответвлений и тянется от Парка имени И. М. Поддубного до Никольского сквера. Входы в подземелье находятся во многих домах старого города, принадлежавших зажиточным купцам. Тоннели построены основательно: высота свода местами достигает роста взрослого мужчины, ширина — более 1,5 метра, а длина только под парком превышает 300 метров. Пол в некоторых местах вымощен брусчаткой, а его конфигурация в виде лотка с наклоном предусматривает сток воды. Своды выложены кирпичом в два-три слоя. 


Парк имени И. М. Поддубного

Официально считается, что подземные ходы — это ливневый коллектор для сброса дождевой воды, однако упоминаний о его строительстве в документах нет. Размеры тоннелей также не соответствуют обычной канализации. До сих пор неизвестно время появления ходов и цель их постройки. Существует предположение, что задолго до основания Ейска их вырыли генуэзцы для защиты от морских разбойников. Есть и конспирологическая теория о строительстве тоннелей масонами: система подземных ходов, связывавшая между собой их дома, якобы помогала избегать арестов. 


Таганрогский залив. Осень. Этюд. Художник С. А. Песочина

Велика вероятность, что подземные ходы оборудовали контрабандисты для тайной доставки товаров в залив, но подтверждения этой версии также нет. Ейские историки и археологи продолжают исследовать подземелья, которые могут стать уникальной достопримечательностью города, способной придать ему неповторимый колорит. Чем бы ни были загадочные катакомбы Ейска, ореол таинственности лишь добавляет им привлекательности.



Похожие предметы

Паровоз Л-0002 — самый массовый локомотив послевоенного времени

В 1986 году у Дома культуры железнодорожников в поселке Лиховский был установлен паровоз-памятник, как символ Юго-Восточных железных дорог.

Театральные афиши к спектаклям по произведениям Аркадия Гайдара

В собрании Льговского мемориального музея хранятся афишы в виде простых информационных листов. Но встречаются также и настоящие произведения искусства.

Кузнечное дело

Кузнецы села Нарышкина славились своим мастерством. Искусство ковки передавалось от отца к сыну, формируя целые династии кузнецов. Их произведения до сих пор служат украшением улиц Кузнецка.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!