Паровоз Л-0858, установленный у железнодорожного депо

Время прочтения: мин.

Смоленская обл, г. Рославль, улица Энгельса

GPS: 53.954688 , 32.883663

Памятник-паровоз Л-0858, называемый также «Лебедь», установлен в депо Рославля в 2016 г. Серия этого паровоза с 1947 г. и до сих пор служит в железнодорожной системе России.

История

Город Рославль служит крупным и важным транспортным узлом, начиная с открытия в XIX веке Орловско-Рижской железной дороги. Здесь формируются составы для отправки по всем четырем географическим направлениям.

Для этой работы на сортировочных станциях используются маневровые тепловозы, а ранее — паровозы.

Рославльская станция не стала здесь исключением. Один из таких паровозов в 1984 году был установлен на постаменте как памятник недалеко от локомотивного депо. Работал он на станции с 1945 по 1968-й. А был построен еще в 1897 году на Коломенском заводе. Первое время паровоз работал на Владикавказской железной дороге, в Рославль был направлен по окончании войны. Изначальный номер у паровоза-трудяги был Т-1012. В 1900-м его изменили на Т-2012, а в 1912 году серия всех таких паровозов получила индекс «Ь» (ерь). Таким образом, рославльский паровоз стал значиться под номером Ь-2012.


Паровоз серии «Л». 1991 г.

Установленный в качестве монумента на улице Энгельса легендарный танк-паровоз в народе назывался просто «Кукушка». Он быстро превратился в достопримечательность города, упоминается во всех путеводителях по Рославлю. Но стоянка его в городе оказалась не вечной. Когда выяснилось, что рославльская «Кукушка» осталась единственной в России, то решением руководства РЖД в 2016-м паровоз был снят с пьедестала и доставлен в Музейно-производственный комплекс — Паровозное депо Подмосковная для централизованного хранения. Здесь реставраторы полностью восстановили паровоз до его рабочего состояния.

В настоящее время паровоз Ь-2012 находится в Москве и считается самым старым действующим паровозом в парке РЖД. Восстановленная и возвращенная к жизни «Кукушка» возит туристов по Москве.

Жители же Рославля, потерявшие свою визитную карточку железнодорожного узла, стали требовать возврата паровоза. В такой ситуации руководство РЖД решило передать в Рославль паровоз серии «Л», называемый в народе «Элка». Эта серия паровозов получила свое название по первой букве фамилии конструктора Льва Лебедянского, разработавшего машину на Коломенском заводе еще в годы Великой Отечественной войны. В 1947 году паровоз поступил в серийное производство.


Паровоз серии «Л»

1 сентября 2016-го на месте «Кукушки» на вечную стоянку встала «Элка», или «Лебедь», как его еще называют. Огромный в сравнении со своим предшественником и завораживающий черный «Лебедь» с алыми подкрасками, благодаря огромным усилиям специалистов Рославльского локомотивного депо, выглядит как будто только что построен. Это, конечно, не эквивалентная, но очень достойная замена старенькой «Кукушке».

Паровоз Л-0858


Похожие места

Памятник «Вилочному восстанию» 1920 года

В 1950-х годах в Бугульме был создан парк на месте бывшей городской окраины, где ранее находилась братская могила жертв «вилочного восстания» 1920 года, крестьянского бунта против продразвёрстки. В 1957 году был там установлен памятник жертвам восстания, а в 2012 году на месте захоронения установили гранитные плиты с именами 70 погибших.

Бюст Бориса Глебовича Музрукова

К бюсту Б. Г. Музрукова в небольшом сквере Лодейного Поля жители приносят цветы. Так они чтят память земляка, который прошёл трудовой путь от мастера Кировского завода Ленинграда до руководителя Всесоюзного НИИ экспериментальной физики.

Гарнизонная гауптвахта. Тюрьма для политических заключенных

Новочеркасская гарнизонная гауптвахта построена в 1856 году. Здание напоминает небольшой древнегреческий храм, в его подвалах содержались политзаключенные.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!