В житии преподобного Паисия Галичского рассказывается, что однажды благочестивый боярин Иоанн по прозвищу Овин, живший неподалеку от монастыря, именовавшегося тогда Никольским, задумал воздвигнуть в обители новый храм вместо обветшавшего старого. В это время ему явились двое прекрасных юношей в ангельских одеяниях и передали икону Божией Матери. Заповедав Иоанну посвятить будущую церковь Ее Успению, незнакомцы таинственно исчезли.
Боярин исполнил требуемое, после чего вслед за новой церковью и монастырь стали называть Успенским. Икону же, которую Иоанн так чудесно обрел, с тех пор прозвали Овиновской.
Икона Божией Матери Овиновская
Когда галичский князь Юрий Дмитриевич враждовал с московским Василием Васильевичем, последний увез этот образ в Москву, где, поместив его в церковь, «замками и печатями утвердил и стражу приставил». Однако наутро на месте иконы не оказалось — она вновь очутилась в Галиче. С тех пор ее слава как чудотворной росла и ширилась.
Один из сыновей Юрия, богобоязненный Дмитрий Красный, заказал список с Овиновской иконы. Перед своей безвременной кончиной в 1440 году он завещал Паисию, игумену монастыря, передать ее московскому князю. Произошло это после 1450 года, когда Василий II разбил под Галичем брата и тезку почившего — Дмитрия Шемяку. Навстречу иконе вышел митрополит «со всем освященным собором» и князь «со всем московским народом», после чего они поклонились образу и «любезно его лобызали». Однако великий князь пожелал, чтобы и этот список оставался в Успенском монастыре. Он также стал почитаться чудотворным.
Паисиево–Галичский Успенский монастырь
Паисиево–Галичский Успенский монастырь. 2020 г. Автор фото – Ludvig14
К сожалению, оригинал Овиновского образа до нас не дошел. Не сохранился и упомянутый список. По другим копиям искусствоведы предполагают, что это была византийская или балканская икона приблизительно XIV столетия, относящаяся к типу «Умиление» в редком варианте. На ней была изображена Божия Матерь в полный рост, стоящая на фоне царского престола с Младенцем на руках.
Икона Успения Божией Матери Овиновская
До нас дошли изображения не старше начала XVIII века, где справа от Богоматери изображен город Галич на берегу озера с посадом и храмами. Старейший из известных списков, который после закрытия обители находился во Введенском храме города, в наши дни вернулся на историческое место и бережно сохраняется в воссозданном Успенском монастыре.
Житие Иулиании Лазаревской, муромской помещицы, являет собой ценный памятник древнейшей литературы. Записанное сыном Иулиании произведение часто называют повестью.
Албазинская икона Божией Матери — главная православная святыня русского Приамурья, свидетельница важных вех его истории. Верующие связывают с иконой множество чудес, в их числе — прекращение паводков и эпидемий, избавление Благовещенска от китайской агрессии.
Нашествие Батыя погубило множество старинных икон, но одной удалось уцелеть и дожить до наших дней. Икона Богородицы Одигитрии написана неизвестным автором в XII–XIII веках и хранится в Рязанском музее.