Николай Александрович Лунин

Время прочтения: мин.

Новатор железнодорожного транспорта, лауреат Сталинской премии, Герой Социалистического Труда.

История

Во второй половине XIX века многие жители Ряжска стали работать на железной дороге. Со временем среди них появились династии железнодорожников, некоторые из которых стали известны на всю страну и оставили о себе прочную добрую память.

Николай Лунин родился в Ряжске в семье железнодорожника. Вскоре его семья перебралась в Новосибирск, важный пункт на Транссибирской магистрали. Здесь Николай учился сначала в семилетке, а затем в железнодорожной школе фабрично-заводского ученичества. Там он освоил специальность слесаря, а затем стал помощником машиниста. По окончании в 1935 году курсов машинистов, юноша осуществил свою мечту — стал самостоятельно водить составы. Николай Александрович дотошно относился к своему делу, стремился войти во все нюансы устройства паровоза и мастерства машиниста, неоднократно выдвигал рационализаторские предложения. В 1940 году он вышел с инициативой увеличить объемы ремонтных работ, выполняемых самой паровозной бригадой.


Николай Александрович Лунин

Это новшество в конечном итоге привело к более качественному ремонту локомотивов. Нововведение Лунина получило значительную поддержку среди железнодорожников в годы Великой Отечественной войны — ему дали название «лунинское движение». В дальнейшем Николай Александрович дополнил свою идею, предложив, чтобы каждый член локомотивной бригады освоил ремонтные специальности. Была объявлена борьба за максимальный пробег паровоза без ремонта. А еще он стал первопроходцем в деле транспортировки сверхтяжелых составов, используя для этого сразу два локомотива, что приводило к большой экономии. 


Николай Александрович Лунин

Николай Александрович Лунин с коллегами-железнодорожниками. 1940-1949 гг.

По всей стране в «лунинское движение» включилось более семи тысяч бригад подвижного состава. В 1942 году за свои нововведения Николай Лунин стал лауреатом Сталинской премии. На полученные деньги он приобрел эшелон угля и лично привел его в только что освобожденный от фашистов Сталинград. Его локомотив признали «лучшим паровозом Советского Союза». В 1943 году Николаю Александровичу присвоили звание Героя Социалистического Труда. В 1945 году его перевели в Сумскую область на руководящую должность. Параллельно с работой он получал высшее образование в Харьковском институте железнодорожного транспорта. После этого он был заместителем начальника и начальником целого ряда железных дорог страны. 

Паровоз Николая Александровича Лунина

Несколько улиц близ учебных заведений железнодорожного транспорта названы в честь Николая Александровича Лунина.


Похожие личности

Петр Козьмич Фролов

Горный инженер, главный начальник Колывано-Воскресенских горных заводов, губернатор Томской губернии

Александр Леонидович Чижевский

Ученый, основоположник гелиобиологии, аэроионификации и электрогемодинамики, представитель русского космизма, художник.

Александр Карпович Лысенко

Начальник паровозного отделения станции Лиски, Герой Социалистического Труда, кавалер орденов Ленина, Трудового Красного Знамени и Красной Звезды, депутат Верховного Совета РСФСР.

Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!