Музей истории железнодорожного транспорта станции Медвежья гора

Время прочтения: мин.

Республика Карелия, г. Медвежьегорск, улица Артемьева, дом 12

GPS: 62.907379 , 34.448281

Строительство железной дороги стало мощным толчком в развитии города, поэтому здесь есть Музей истории железнодорожного транспорта.

История

За годы работы музей принял более 23 тысяч посетителей, в 2021 году — более 3,3 тысячи человек. Музейная экспозиция рассказывает об истории строительства Мурманской железной дороги, станций Медвежья Гора, Масельгская, о лесозаводчике Ф. П. Захарьеве, пребывании на станции англо-американских интервентов в 1919 году, работе предприятий железнодорожного узла в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период. 

Паровоз Эр № 791-70

Инициатором открытия и первым директором музея был Виктор Федорович Гришин (1949–2023). Местный уроженец, он работал в локомотивном депо станции Медвежья Гора с 1965 года, прошел трудовой путь от помощника машиниста до заместителя начальника депо. За безаварийный пробег в один миллион километров на локомотиве Гришина наградили Почетной грамотой Республики Карелия. Он кавалер ордена Славы III степени и почетный гражданин Медвежьегорска. Известен Виктор Федорович и как краевед, автор книг «Станция у Медвежьей горы» (2011), «Город у Медвежьей горы» (2013) и «Дорога длиной в сто лет: Масельгская — Медвежья Гора» (2018).


Сейчас в музейный комплекс входит специально оборудованный вагон пассажирского типа, в котором развернута постоянная экспозиция, комната в помещении вокзала, где проходят сменные выставки, отреставрированный действующий паровоз Эр № 791–70, построенный в 1955 году на заводе имени Сталина в Познани (Польша), двухосный ретровагон (теплушка) с винтовой сцепкой, изготовленный в 1898 году на Коломенском машиностроительном заводе и работавший на Мурманской железной дороге с 1915 года, гидравлическая колонка для набора воды в тендер паровоза, двукрылый семафор электрожезловой системы, изготовленный в 1940-х годах, и мемориал учителям и ученикам открытой в 1917 году железнодорожной школы № 11, погибшим в годы Великой Отечественной войны.

1-2.Паровоз Эр № 791-70

3.Двухосный ретровагон

В музее много фотографий железнодорожников, работавших в разное время, а количество экспонатов более 700 единиц. Экспонируется железнодорожная форма разных лет. Посетители музея могут зайти в кабину отреставрированного паровоза, сфотографироваться в форме машиниста в кабине паровоза или с лопатой в руках у паровозной топки, ознакомиться с технологической конструкцией локомотива и услышать рассказ о работе локомотивной бригады.

У молодоженов Медвежьегорска сложилась традиция — в день заключения брака прийти в музей и ударить дважды в старинный железнодорожный колокол, отлитый до революции на колокольном заводе Буслаева в Самаре, символизируя этим начало новой семейной жизни.


Похожие места

Дом начальника горного округа

Дом, в котором расположен краеведческий музей, был построен для Л. И. Лугинина, а позже в нем проживали горные начальники. Здание было частью комплекса, возведенного в традициях дворянских усадеб того времени.

Музей коломенской пастилы

Музей коломенской пастилы открылся в 2009 году в одном из исторических зданий бывшей усадьбы купцов Сурановых. Здесь можно познакомиться с историей возникновения лакомства и попробовать разные его виды.

Литературно-художественный музей Марины и Анастасии Цветаевых

В этом доме жила Анастасия Цветаева с семьей. Здесь же гостила ее сестра Марина. Время, проведенное в Александрове, оказалось для поэтессы настолько плодотворным, что весь период творчества получил название «Александровское лето».
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!