Маневровый паровоз — артефакт эпохи угля и пара

Время прочтения: мин.

На улице Энгельса в Балашове стоит памятник универсальному солдату — паровозу «9п» 1955 года выпуска. Эта машина могла работать почти на любом твердом топливе: угле, торфе и дровах.

История

Краткая информация о маневровом паровозе выгравирована на латунной табличке, прикрепленной к кабине машиниста на экспонате. Паровозы марки «9п» были разработаны в середине 1930-х годов, в годы первых пятилеток их запустили в производство на Коломенском машиностроительном заводе, позже освоили их выпуск на Новочеркасском паровозостроительном, а затем и на Муромском заводе. Модель выпускалась до 1957 года.

Паровоз 9П-23534

Всего таких паровозов было построено немногим более трех тысяч, но до наших дней дошли единицы. Один «брат-близнец» балашовского паровоза сегодня стоит близ вокзала города Ревды Свердловской области, другой с 2023 года тянет ретропоезд из Сортавалы до пристани на Валааме, и это все.

Паровоз 9П-204

Ретропоезд «Рускеальский экспресс»

Локомотив марки «9п» не имеет тендера (вода и топливо находятся в специальных емкостях — танках), и потому в обиходе его называют «паровозом-танком». Еще одна его характерная особенность — способность работать практически на любом твердом топливе: угле, торфе и дровах. 55-тонный локомотив был предназначен главным образом для маневровых передвижений на фабрично-заводских и складских подъездных путях, либо для использования в качестве тягача товарных и пассажирских составов на относительно короткие расстояния. Паровоз, установленный на постаменте в Балашове, десятки лет обслуживал пригородные линии Балашов — Поворино и Балашов — Ртищево. Работавшие на нем машинисты вспоминают о нем с теплотой — как о надежном, неприхотливом и несложном в обслуживании локомотиве. 

Паровоз 9П-23534 и кран ПК15 в депо Старый Оскол. 1982 г.

Снятием с эксплуатации паровозов марки «9п» эпоха пара и угля на отечественных железных дорогах завершилась, на смену им пришли тепло- и электровозы. 



Похожие предметы

Вагон академика Ивана Павловича Бардина

В Череповце хранится отреставрированный железнодорожный вагон академика Бардина. Примечательно, что этот вагон принадлежал фельдмаршалу Фридриху Паулюсу, а уже после передали академику.

Мост Карьялансилта (Карельский мост)

Мост связал две части улицы Карельской, от чего и произошло название. Был открыт в 1932 году к празднованию 300-летия Сортавалы

Уникальные предметы из коллекции Бердского радиозавода

Музейная коллекция Бердского радиозавода содержит большое собрание артефактов. Среди них есть образцы серийного производства, например, популярный радиоприемник «Рекорд-46», и уникальные разработки, которые были выпущены штучным тиражом.

Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!