Материалы подготовлены ИРИ РАН
В 2021 году в честь 100-летия со дня своего основания расположенный в Элисте Национальный музей Калмыкии имени Николая Николаевича Пальмова подготовил праздничную экспозицию с национальным колоритом, центром которой стала маля — старинная калмыцкая плеть. Многие века ее использовали по прямому назначению при выпасе скота или для защиты от хищников в степи, а теперь маля занимает важное место в национальной культурной традиции и как часть традиционного декоративно-прикладного искусства калмыцкого народа.
Николай Николавич Пальмов
Калмыцкие мастера с древности славились своей работой с кожей. Изготовление плети требовало большого умения от мастера-шорника, ведь от ее качества зачастую зависела жизнь калмыка-кочевника: с помощью мали не только понукали быков или овец, но и защищались от нападения диких животных. Она также использовалась в качестве оружия для охоты на волка. Практически у каждого всадника или владельца кибитки была своя маля. Различные разновидности плети — кнут, бич, камча, нагайка, арапник, батог — считались принадлежностью пастухов, но при определенных обстоятельствах в их умелых руках они могли превращаться в серьезное оружие.
Шорник - мастер по изготовлению конской упряжи
В азиатских странах плеть получила широкое распространение, перекочевав даже в северную Америку, где ее освоили ковбои. У тюркских племен было принято вплетать в хвостовую часть ремня металлический шар либо кость. Плеть была непременным атрибутом конных поединков между кочевниками во время народных праздников. В таком виде состязаний, как «бой обнаженных», цель состояла в том, чтобы выбить соперника из седла ударом нагайки по любой части тела.
Самую искусную разновидность мали калмыки сплетали из восьми или двенадцати ремней. Сначала нарезали ровные тонкие полоски кожи. Затем брали сыромять — кожу древнего способа выделки — и вокруг этой основы плели плеть. Потом ее смазывали спинным мозгом овцы и закапывали на 4–5 дней в землю, отчего она делалась мягкой и эластичной. Далее ее насаживали на рукоятку из твердых пород дерева — сандала или самшита — и украшали. На конце рукоятки делалось отверстие, куда вдевали ременную петлю. Переплетения ремней мали создавали оригинальный рисунок, похожий на узор змеиной кожи.
Маля и ташмг - калмыцкие плети
Иногда малю сплетали из конских волос. На конце плети укрепляли так называемую «ладонь» из сыромятной кожи, в которую зашивали кусочек свинца. Такой плетью охотники одним ударом по переносице могли убить волка. В национальном эпосе калмыков «Джангар» не раз упоминаются поединки с использованием мали.
Экспозиция национального музея Калмыкии им. Н. Н. Пальмова
Национальный музей Республики Калмыкия им. Н. Н. Пальмова в Элисте
Сегодня маля — один из древнейших предметов национального художественного ремесла, она практически утратила свое прежнее утилитарное назначение. Посетители Национального музея получили прекрасную возможность ознакомиться с этим древнейшим памятником материальной культуры калмыков.
Источник: © Государственный каталог музейного фонда РФ
Источник: © Википедия. Свободная энциклопедия
Источник: © «Туристер.ру» – туристическая социальная сеть
Источник: © Национальный музей Республики Калмыкия им. Н. Н. Пальмова
Источник: © Агрегатор новостей «Seldon.News»
Источник: © Журнал о туризме «Отдых в России»