Мальтинская венера

Время прочтения: мин.

На стоянках древнего человека Мальта и Буреть нашли более тысячи артефактов, включая знаменитых «Мальтинских Венер». Эти статуэтки, созданные более 20 тысяч лет назад, отражают ранние художественные традиции и аспекты жизни первобытных людей.

История

В 1920–30-х годах в Усольском районе молодыми иркутскими археологами Михаилом Герасимовым и Алексеем Окладниковым были обнаружены стоянки древнего человека Мальта и Буреть. Люди, жившие здесь более 20 тысяч лет назад, оставили после себя множество предметов из камня и кости, которые сейчас являются настоящими произведениями искусства.



Археолог М. М. Герасимов на раскопках в 1950-е гг.

Всего в уникальной коллекции усольских находок насчитывается более тысячи предметов. Среди них несколько десятков миниатюрных женских статуэток из бивня мамонта и рога северного оленя, известные всему миру как «мальтинские Мадонны» или «мальтинские Венеры».

Первые сибирские художники изображали женщин трёх физических типов. К первому типу относились высокие женщины с узкими плечами и отвисшими, плоскими грудями. Второй тип представляли низкорослые полные женщины с широкими бедрами и небольшими грудями. Третий тип — женщины среднего телосложения с широкими плечами, узким тазом и слаборазвитой грудью.


Статуэтка женская с косой (без лица). Мальта, стоянка. 20 000–22 000 лет назад

Среди бурятских и мальтийских скульптур были обнаружены уникальные изделия. Археологи впервые столкнулись с изображениями женщин в меховой одежде, что было вполне уместно в сибирском климате. Первобытные мастерицы уже тогда умели работать костяными иглами и сшивать две шкуры, создавая меховую парку. Нижняя шкура была из песца, мехом внутрь, а верхняя — из оленя, мехом наружу.

До сих пор археологи не могут объяснить, почему среди множества скульптур, обнаруженных за долгие годы раскопок, лишь три ангарские оказались в меховой одежде. Также остаётся загадкой, почему, например, в приледниковой Европе, где климат был не мягче сибирского, не осталось ни одной одетой палеолитической фигурки.


Фрагменты археологических находок на стоянке первобытного человека. Раскопки на Белой. 1962 г.

Тонко выделанные «палеолитические Венеры», украшения из кости и камня закрепили за Сибирью статус центра изначальной художественной культуры человечества, конкурирующего с известными палеолитическими очагами Европы.

Археологи отмечают, что наличие украшений необязательно говорит о женских слабостях к браслетам и подвескам. У некоторых северных народов, например у эвенков, мужчины украшали себя не меньше, чем женщины.

Оригиналы большинства «мальтинских Венер» сегодня хранятся в Государственном Эрмитаже, а копии есть во многих музеях мира. Они изготавливались М. М. Герасимовым с удивительной точностью. 


М. М. Герасимов. 1950–1960-е гг.

Похожие предметы

Старинная гравюра

Гравюра Алексея Грекова «Вид села Кимры с луговой стороны Волги» — уникальное изображение Кимр XVIII века. Ни одно из изображённых на ней зданий не сохранилось.

Память солдата Великой Отечественной

Скромный набор предметов фронтового быта помогает составить портрет солдата, который вынес на своих плечах всю тяжесть войны и привёл нашу страну и весь мир к великой Победе над фашизмом.

Серия портретов кашинских купцов и купчих

В первой половине XIX века в Кашине стали популярны купеческие портреты. По манере исполнения полотна ассоциируются с древнерусскими иконописными образами. Взглянуть на них можно в Кашинском краеведческом музее.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!