GPS: 55.685447 , 37.888702
Люберецкий завод сельскохозяйственных машин (с 1924 года — имени А. В. Ухтомского) в советский период являлся градообразующим предприятием, во многом определявшим промышленный облик подмосковных Люберец. Предприятие было трижды отмечено высокими наградами: орденами Ленина, Трудового Красного Знамени и Октябрьской революции. На сегодняшний день завод упразднён. Он был известен по всей стране с 1920-х годов. Предприятие обеспечивало работой несколько поколений люберчан, для его сотрудников строилось жильё и другие объекты соцкультбыта города.
Орден Трудового Красного Знамени
Плакат к 1 мая на дворе Люберецкого завода сельскохозяйственных машин. 1931 г.
Основатель завода в Люберцах — Карл Андреевич Вейхельт, выкупивший здесь участок земли в 1899 году, первоначально планировал начать производство паровых машин. В 1902 году состоялось открытие предприятия «по выпуску тормозных приборов системы “Нью-Йорк”». Однако ведение дел не задалось, и первый владелец продал завод гражданину США Томасу Пурдэ, который также не смог сделать необходимые вложения в развитие бизнеса. Следующим владельцем предприятия стала известная в то время американская фирма International Harvester — «Международная компания жатвенных машин». В те годы она активно осваивала международные рынки, включая российский. С 1911 года завод компании в Люберцах был оборудован современной техникой и перепрофилирован под производство сельскохозяйственных машин, потребность в которых в аграрной стране была велика. Фирма успешно вела дела и расширяла бизнес.
Готовая самоходная косилка
После революционных событий 1917 года завод не был национализирован. Его сдали в концессию прежним хозяевам, чтобы не допустить прекращения производства. Большевики учли, что это единственное в России предприятие по производству современных сельхозмашин. В 1918 году с владельцем завода, американским капиталистом МакАлистером, лично встретился В. И. Ленин. Было достигнуто соглашение, что предприятие останется во владении прежних владельцев по договору концессии. Прежним оставался и заводской управляющий (директор) — Н. А. Круминг.
В 1923 году концессионный договор с американцами был расторгнут, и в 1924 году состоялась национализация завода, который перешёл в ведение государства. Первым «красным директором» был назначен Я. П. Кубышкин.
10 июня 1927 года на завод приезжал «всесоюзный староста» — председатель ЦИК СССР М. И. Калинин. Его визит был связан с забастовкой рабочих, которые требовали более высоких зарплат, а также улучшений условий труда и быта. С ней же связывают начало строительства рабочего посёлка и зданий соцкультбыта. Большинство объектов социальной инфраструктуры в советские годы были возведены благодаря предприятию.
М. И. Калинин
Сельскохозяйственные машины, выпущенные Люберецким заводом. 1930–1939 гг.
На Люберецком заводе
Коллектив завода имени Ухтомского особенно прославился ударным трудом в годы Великой Отечественной войны. В этот период предприятие было награждено двумя орденами — Ленина и Трудового Красного Знамени. После войны ассортимент продукции завода расширился. Среди новой техники производились комбайны для Кубы (для уборки сахарного тростника). В 1977 году, в год 60-летия революционных событий 1917 года, за выдающиеся трудовые достижения коллектив предприятия был удостоен третьего в своей истории ордена — Октябрьской революции. Одиннадцать его работников были награждены орденом Ленина.
Премьер-министр Революционного правительства Республики Куба Ф. Кастро на Люберецком заводе сельскохозяйственного машиностроения имени Ухтомского
Однако после распада СССР история этого знаменитого предприятия, без которого трудно представить историю Люберец в ХХ веке, завершилась. Завод был акционирован, начались споры между новыми владельцами. Сельхозтехника в 1990-е годы не была так востребована. Завод попал в тяжёлую экономическую ситуацию, сопровождавшуюся криминальными конфликтами, увольнением сотрудников и дроблением предприятия. Часть помещений сдавалась под склады. В здании бывшего заводоуправления ныне располагается Люберецкое жилищно-эксплуатационное управление. Производственные цеха, пережившие немецкие бомбардировки 1941 года, пришли в запустение и разрушались. В 2004 году уже не действовавшее предприятие было окончательно упразднено.