Лодейнопольская верфь — родина Балтийского флота

Время прочтения: мин.

В Лодейнопольской верфи под руководством Петра I зарождался военный флот на Балтике. Именно отсюда сначала царь поведёт первый фрегат «Штандарт» на Ладогу, а позже будут построены суда, которые покорят Антарктиду и пройдут кругосветку.

История

Начавшаяся в 1700 году Северная война со Швецией потребовала от России скорейшего создания военного флота на Балтике. В 1702 году по указу Петра I в семи верстах от старинного Пиркинского погоста на берегах Свири была заложена верфь. 



Пётр I

Порожистая в верховьях, Свирь от урочища Лодейное поле до устья отличается спокойным течением и большой глубиной. По ее берегам простирались бескрайние могучие леса — готовый корабельный материал, неподалеку работали Олонецкие железоделательные заводы. 

Река Свирь

Строительство верфи и заготовку корабельного леса царь поручил графу Александру Даниловичу Меншикову. Тот докладывал Петру 18 февраля 1702 года: «Для смотрения корабельного заводу был на Каноме... леса зело изрядные, не токмо что на шмаки, и в 50 пушек на корабельное строение книсы [кривой брус для скрепления частей судна] годятся, зело изрядные. А вырублено книс по мой отъезд 5 000 штук, однако ж… вывезено 2 500, зело трудно копание — снега по пояс».


Александр Данилович Меншиков

В конце марта 1702 года на Свирской, или Олонецкой, верфи, как она стала официально именоваться, были заложены первые суда. Строились они в большом количестве и «с великим поспешанием». К концу года два десятка корабельных мастеров вели параллельные работы более чем на пятидесяти судах, включая семь фрегатов. Разрабатывал чертежи главный кораблестроитель верфи Федор Степанович Салтыков, который обучался судостроению в Голландии. Особенно доволен был Петр I тем, что Салтыков сумел до окончания кампании 1703 года обеспечить постройку 28-пушечного фрегата «Штандарт», который сам царь повел в Ладогу, а затем и в Петербург. Спуск на воду этого корабля, признанного первенца Балтийского флота, состоялся 22 августа 1703 года, что и зафиксировано в «Журнале или поденной записке государя императора Петра Великого». 


Шлюп «Мирный»

Модель верфи

В 1785 году прилегающий к верфи поселок получил статус города, а сама она была переименована в Лодейнопольскую. Многие построенные здесь военные суда вошли в историю, отличившись не только в сражениях, но и в крупных морских экспедициях. В 1808–1811 годах шлюп «Диана» под командой будущего адмирала Василия Михайловича Головнина совершил кругосветное плавание, а шлюп «Мирный» под командой Михаила Петровича Лазарева в составе другой экспедиции в 1819 году дошел до Антарктиды. Имя этого шлюпа, также построенного на Лодейнопольской судоверфи мастером Яковом Колодкиным, носит научная обсерватория в Антарктиде, а в Лодейном Поле до недавнего времени так назывался городской кинотеатр. 

Научная станция в Мирном

Кинотеатр «Мирный». 1964 г.

В 2023 году на территории бывшей верфи на берегу Свири была построена деревянная набережная, которая объединяет причал и сквер Корабелов с павильоном-музеем «Домик Петра I», памятником Петру I, памятным знаком в честь 200-летия открытия Антарктиды. Сложившийся таким образом ансамбль — дань памяти славному прошлому старинного города, родине Балтийского флота.


Домик Петра I в Лодейном Поле

  1. Памятник к 200-летию открытия Антарктиды
  2. Свирская набережная
  3. Памятник Петру I

Похожие истории

Ювелирные изделия. «Красивый, как серебро»

По-якутски серебро — «комюс», это слово также используется как любовно-ласкательное обращение. Золото якуты любили меньше, называя его красным серебром. О по-настоящему красивых вещах они могли сказать: «как серебро». Сейчас украшения, созданные якутскими мастерами, можно увидеть в музеях.

Олонхо. Происхождение мира по-якутски

«Олонхо» обозначает как традицию сочинения и исполнения эпических произведений, так и поэмы, исполняемые сказителями. В этих поэмах якуты описывают свое видение создания мира и загробной жизни

Мосты средневекового Кенигсберга

Исторические районы Кенигсберга, в прошлом самостоятельные городские поселения Альтштадт, Кнайпхоф, Форштадт и Ломзе, разделены двумя рукавами реки Преголи. Мосты, соединяющие эти поселения, начали строиться здесь много столетий тому назад. Самых известных мостов было семь. Некоторые из них сохранились до наших дней.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!