Победа в Кавказской войне позволила Российской империи закрепить свою власть над регионом Кавказских Минеральных Вод. Ход боевых действий описывал Михаил Юрьевич Лермонтов. Курортную инфраструктуру здесь создавали генерал Ермолов и граф Воронцов.
Кисловодская крепость. Первая половина XIX в.
Курорты Кавказских Минеральных Вод создавались на фоне крупного военного конфликта, охватившего весь Северный Кавказ, — Кавказской войны. Указ императора Александра I о создании курортного региона был подписан в 1803 году, а в 1817 году начались военные действия на Кавказской линии, частью которой были поселения и крепости Кислые Воды, Константиногорская и Ессентукский редут.
Пятигорск. Крепость Константиногорская – штаб–квартира Тенгинского полка в 1819. (из Альбом рисунков к юбилейному выпуску истории 77–го пехотного Тенгинского полка Геевского Е.П., изд.1900–1904 гг.). 1904 г.
Основные сражения, впрочем, разворачивались юго-восточнее — близ Владикавказа, в Черкесии, Чечне и Дагестане. Восточная и Западная Грузия вошли в начале XIX века в состав Российской империи, что стало предпосылкой конфликта. В конце 1820-х годов в результате Русско-турецкой и Русско-персидской войн к России присоединились территории Армении и восточное побережье Черного моря.
Окрестности Константиногорской крепости. 1804 г.
Чтобы закрепить эти земли в составе страны, требовалось прочное господство на Кавказе, где ситуация осложнялась протестами местных народов, постоянными набегами горцев и активным развитием религиозного движения газават, требовавшего непримиримой войны с неверными. Одним из главных лидеров движения стал имам Чечни и Дагестана Шамиль (1797–1871). На протяжении многих лет русские войска на Кавказе осуществляли движение вглубь горных районов. Фактическим окончанием войны стало пленение Шамиля в 1859 году, но столкновения с адыгами и абазинами продолжались до 1864 года.
Шамиль – имам Северокавказского имамата – теократического государства, в котором объединил горцев Западного Дагестана и Чечни.
Внезапные и непредсказуемые атаки горцев описал Михаил Юрьевич Лермонтов, участвовавший в боевых действиях на Кавказе во время второй ссылки. Однако в районе Кавминвод серьезных боев в тот период не велось. Напротив, в 1820–1830-х годах курортный район активно развивался. Его часто посещали участники боевых действий — от младших офицеров до главнокомандующих.
«Сдача Шамиля князю А.И.Барятинскому». Холст, масло. Художник – Алексея Кившенко. 1880 г.
Огромный вклад в освоение края внес генерал от инфантерии Алексей Ермолов (1777–1861), на протяжении десятилетия — в 1816–1827 годах — руководивший фактически всем Кавказом, он организовывал военные операции на территории Чечни и Дагестана. В 1823 году по инициативе Ермолова для управления и развития Кавминвод создали специальную строительную комиссию. Много внимания Ермолов уделял застройке Пятигорска. Генерал инициировал строительство дорог, целенаправленно развивал лечебные и рекреационные объекты — ванны, бюветы, питьевые галереи.
Портрет. Ермолов Алексей Петрович, 1772–1861, генерал от инфантерии. Холст, масло. Неизвестный художник. Середина XIX в.
Немало для развития региона сделал и другой главнокомандующий Кавказских войск — граф Михаил Воронцов (1782–1856). Он был наместником Кавказа на протяжении десятилетия (1844–1854). Как и Ермолов, Воронцов руководил военными действиями русской армии — возглавил Даргинский поход на территории Чечни и другие операции. Граф провел два сезона в Кисловодске, после чего учредил специальную Дирекцию по управлению водами.
Портрет Михаила Семёновича Воронцова. Холст, масло. Художник – Джордж Доу. 1820–1825 гг. Военная галерея Зимнего дворца, Государственный Эрмитаж.
При Воронцове начали строить питьевые галереи в Кисловодске, Ессентуках, Железноводске, много усилий он приложил, чтобы развить лечебный потенциал края и его инфраструктуру. Во время Кавказской войны в Пятигорске на склонах горы Машук работал выдающийся русский хирург Николай Иванович Пирогов, впервые применивший здесь эфирный наркоз вне больничных стен.