Железнодорожная станция Орск

Время прочтения: мин.

Орск, Улица Вокзальная, 24

GPS: 51.213301 , 58.619007

Железная дорога до Орска строилась с 1913 года, только в 1929 году первый поезд прибыл на вокзал. Одноэтажное здание вытянутой формы выполнено в стиле раннего модерна с элементами неоклассицизма.

Железная дорога на службе экономики Южного Урала

Железная дорога до Орска строилась с 1913 года. Городской вокзал был готов уже в 1916 году. Но только в 1929 году, когда появился мост через реку Урал, завершилось строительство путей и первый поезд прибыл в Орск. Сегодня на поезде можно добраться из Орска в Москву и Екатеринбург, на Черное море и север России.

Памятник паровозу ЭМ 732–34 на перроне вокзала Орска

С конца XIX века в Орске росло производство сельскохозяйственной продукции, добыча яшмы, медных и железных руд, гипса, но транспортировка всей этой продукции из-за погодных условий и качества дорог была сезонной. Для организации регулярных грузовых и пассажирских перевозок рассматривался вопрос о проведении железнодорожной ветки от Оренбурга к Орску протяженностью более 300 километров.



В 1912 году крупные оренбургские предприниматели, проявившие особую заинтересованность в этом вопросе, заказали проектирование железной дороги. В 1913 году началось ее строительство. Однако к декабрю 1914 года, когда в условиях начавшейся Первой мировой войны проект был заморожен, удалось пустить в строй участок только до станции Сара. В результате поезда останавливались в 50 километрах от Орска. Главной проблемой для подведения железной дороги к Орску оказалось отсутствие моста через широкую реку Урал, строительство которого было сложным и затратным делом. В результате к этому вопросу удалось вернуться только в середине 1920-х годов.


Несмотря на то что до революции железная дорога так и не дошла до Орска (строительство ветки Оренбург — Орск было возобновлено только в 1926 году), здание городского железнодорожного вокзала, строительство которого велось в условиях Первой мировой войны силами военнопленных, к 1916 году было практически завершено. Одноэтажный вокзал Орска вытянутой формы был выполнен в стиле раннего модерна с элементами неоклассицизма и русского стиля. В похожем архитектурном ключе было, например, построено здание Ярославского вокзала в Москве. Только в феврале 1929 года, после окончания строительства моста через реку Урал, к вокзалу были подведены пути, началось железнодорожное сообщение и вокзал Орска открыл пассажирам свои двери. По сей день это строение является одним из главных украшений города.


В своем первоначальном виде вокзал архитектурно делился на три части: центральную с багажным отделением и кассами, западную и восточную. В западной части располагался зал ожидания для пассажиров 1-го и 2-го класса, отдельный дамский зал ожидания, буфет с кухней, парикмахерская, туалетные комнаты и почта, а в восточном крыле разместили зал ожидания для пассажиров с билетами 3-го класса, буфет, телеграф и администрацию вокзала. В советское время здание подверглось перепланировке: багажное отделение вынесли на платформу, а из центральной части вокзала организовали сквозной проход к поездам, в зале ожидания для пассажиров с билетами 1-го и 2 класса-го устроили ресторан, часть стен разобрали, освободив место для малого зала ожидания. Несмотря на перепланировки, здание Орского вокзала никогда не перестраивалось, сохраняя свой первозданный вид.

Привокзальная площадь на станции Орск 1950—1959 гг.

Появление в городе железной дороги способствовало быстрому экономическому развитию Орска в период первых пятилеток, его превращению в крупный промышленный центр Южного Урала. В 1930-е годы в городе развернулось активное строительство промышленных гигантов — Южно-Уральского никелевого комбината, Орского нефтеперерабатывающего завода, Орского мясокомбината, работа которых была зависима от наличия налаженного железнодорожного сообщения. К новым промышленным объектам города от основной магистрали и вокзала были подведены железнодорожные ветки, что упрощало перемещение грузов.



Памятник паровузу ЭМ 732–34 на перроне вокзала Орска

Во время войны роль железнодорожной станции Орска, как и транспортная нагрузка на нее, значительно выросли. С запада сюда прибывали составы с оборудованием и работниками эвакуированных предприятий, а также с ранеными, направленными в орские эвакогоспитали. С востока шли эшелоны с разнообразной продукцией орских предприятий, продовольствием, с мобилизованными на фронт местными жителями.



Памятник паровузу ЭМ 732–34 на перроне вокзала Орска 2018 г. Росгранстрой

С 1954 годо началось освоение целинных земель. Чкаловская (Оренбургская) область, в состав которой тогда входил Орск, была причислена к целинной территории. Со всей страны через станцию Орск пошли эшелоны с молодежью и специалистами, сельскохозяйственной техникой и строительными материалами. В 1960-е годы Орск тоже переживал строительный бум, в ходе которого огромную нагрузку выдержала железнодорожная станция.


Железнодорожный вокзал Орска 2020 г.



В 2005 году на перроне вокзала в качестве памятника труженикам Орского железнодорожного узла нескольких поколений был установлен отреставрированный паровоз ЭМ 732-34, на котором с 1934 по 1964 год трудились местные локомотивные бригады.






Похожие места

История Тамбовского вокзала

Каменное здание пассажирского вокзала Тамбов-I построено в 1870 году. Первоначально оно внешне напоминало крепость, но в ходе реконструкции и модернизации приобрело более современный облик.

Южный и Северный вокзалы Калининграда

Железную дорогу к Кенигсбергу подвел прусский король в середине XIX века. Через полстолетия открыли пять вокзалов, первый — Южный. Здание выполнено из темно-красного кирпича в стиле конструктивизма.

Златоуст — один из ключевых железнодорожных узлов страны

Рельсовый путь через Златоуст должен был соединить центральную часть России с Сибирью и Дальним Востоком, поэтому имел стратегическое значение.

Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!