Железнодорожная станция Череповца

Время прочтения: мин.

г. Череповец, ул. Завокзальная, д. 9

GPS: 59.140555 , 37.926060

Железную дорогу в Череповец проложили к 1905 году, а у первого вокзала разбили сад с освещением и построили церковь. Скоро вокзал перестал справляться с пассажиропотоком, и в 1950-х возвели новое здание.

История

Мысль о превращении Череповца в железнодорожный узел возникла у городского головы Ивана Андреевича Милютина в 1870-е.

Тогда в правительственных кругах обсуждался вопрос о транспортном соединении Европейской части России с ее окраинами. Роль Севера в решении этой задачи стала очевидна не сразу. Министерство финансов полагало, что железнодорожное строительство в огромном малонаселенном регионе со сложными природными условиями будет нерентабельно.

Иван Андреевич Милютин – действительный статский советник, купец I гильдии, промышленник, просветитель, благотворитель; Череповецкий городской голова. 1904 г.

Но в 1890-е, в связи с сооружением Транссибирской магистрали, потребовалось выбрать оптимальный маршрут из Петербурга к Уралу и дальше на восток. Милютин доказывал, что лучше всего для страны будет провести трассу от Петербурга до Вологды (то есть через Череповец), а оттуда на Вятку, что позволило бы поставить на службу России огромные невостребованные ресурсы Севера.

Железнодорожный вокзал в Череповце. 1905–1915 гг.

После долгих дискуссий точка зрения Милютина, поддержанная властями Вологды, Тихвина и Вятки, победила. В мае 1901 года последовало Высочайшее повеление о прокладке железной дороги по «вятской» линии.

Часовня в честь святителя Николая Чудотворца на перроне вокзала г.Череповца. Конец XIX – начало XX в.

Фактически стройка на участке от Петербурга до Вологды началась в 1902-м под руководством инженера путей сообщения В. А. Саханского (1851–1917). Основной объем работ выполнили в 1903–1904 годах: были перекинуты мосты через Шексну и Ягорбу, построены пять путей и здание вокзала. Позднее была проложена дополнительная ветка вдоль Ягорбы — к пристани Чола, гавани и нефтеналивным складам. В 1905-м железная дорога вступила в строй.

Вокзал в Череповце. Июнь 1964 г. Автор фото – Ю. Воронов. Череповецкое музейное объединение

Череповец получил станцию третьего класса. Вокзальное здание, расположенное вдоль путей, имело типичные для своего времени композицию и декор с элементами модерна.

Рядом с вокзалом трудами настоятельницы Леушинского Иоанно-Предтеченского женского монастыря игуменьи Таисии (Солоповой) была поставлена часовня в честь святителя Николая. В 1914 году при станции появилась деревянная Николаевская церковь.

Игумения Таисия

На площади около вокзала уже в начале XX века был разбит сад, устроено освещение (с 1907-го керосиново-калильными фонарями, позднее — электрическое). Дорога к станции шла от Кирилловского тракта. К началу 1920-х она уже прямо соприкасалась с городской застройкой. Все это немалое пространство очень долго оставалось незамощенным: твердое покрытие появилось здесь только в период строительства металлургического завода.

Вокзал станции Череповец. 1963 г. Автор фото – В. Петров. Череповецкое музейное объединение

К середине 1950-х старое здание вокзала перестало справляться с увеличившимся потоком пассажиров, и рядом с ним возвели новое. На первом этаже его разместились билетные кассы и справочное бюро, на втором — кабинеты сотрудников станции.

В январе 1968 года вступил в строй автовокзал, расположенный в юго-восточной части привокзальной площади.

Автовокзал в Череповце. 1976 г. Фотоснимок из архива строителей треста «ЧМС»

К 1980-м здания железнодорожного вокзала обветшали так, что возникло намерение полностью их перестроить. Против этого ясно высказались горожане. Однако из-за нехватки средств ремонтом занялись только в 1996 году, приведя в порядок историческое здание.

Современный вид автовокзала в Череповце

Уже в XXI веке был построен новый вокзальный корпус в три этажа (2007–2008). В 2017–2018 годах приобрел свой нынешний вид и автовокзал. Изменения не обошли стороной также привокзальный сквер. 5 мая 2015-го тут был открыт памятник медицинским сестрам (скульптор — заслуженный художник России Александр Рожников).

Современный вид вокзала в Череповце

Такой выбор места неслучаен. В годы Великой Отечественной войны на вокзале, где располагался Череповецкий эвакопункт, оказывали первую помощь сотням тысяч прибывавших в город по железной дороге людей, прежде всего — спасавшимся от ужасов блокады ленинградцам.

Памятник медицинским сестрам военной поры

Похожие места

Вокзал Калуги

Калуга всегда была одним из крупных и значимых транспортных узлов. Первый вокзал здесь открыли в 1874 году. В 1901 году построили новый, более просторный вокзал.

Железная дорога и вокзал

Построенная в начале ХХ в. магистраль соединила регион с общероссийской железнодорожной сетью. По окончании Гражданской войны открытие сквозного движения сделало Камбарку важным транспортно-пересадочным узлом.

Вокзал Вологды

Первый пассажирский поезд из Вологды отправился в 1872 году, а первый деревянный вокзал дожил до наших дней, не утратив первоначального облика. Нынешний вокзал построили в 1897 году.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!