Железнодорожная станция Бахчисарай

Время прочтения: мин.

ул. Ракитского, д. 14

GPS: 44.755444 , 33.848876

Станция Бахчисарай, открытая в 1875 году, способствовала развитию торговли региона за счёт вывоза фруктов в материковую Россию. Расположенная между Симферополем и Севастополем, сегодня она также соединяет старую и новую части города.

История

Железнодорожная станция Бахчисарай Крымской железной дороги — основной промежуточный пункт, расположенный приблизительно на равном расстоянии от Симферополя и Севастополя. Открытие станции состоялось в 1875 году вместе с запуском движения по только что построенной Лозово-Севастопольской железной дороге.

Крым — Туннель. Начало XX в.

Одноэтажное здание станции было построено на равнине близ городского предместья Азиз или Эски-Юрт из местного известняка по типовому проекту, разработанному для Лозово-Севастопольской дороги. От города, укрывшегося в глубокой долине речки Чурук-Су, её отделяло расстояние в две версты. До передачи дороги в казённое ведение в 1890-е годы здание станции находилось в собственности строителя дороги П. И. Губонина, что порождало всевозможные недоразумения с городскими властями и препятствовало развитию станционной инфраструктуры. Тем не менее к началу XX века станция Бахчисарай стала одним из главных центров вывоза сельскохозяйственной продукции, прежде всего фруктов, в крупные города России.

Речка Чурук-Су возле дворца

В 1912 году Городская дума Бахчисарая выступила с проектом организации рядом со станцией Бахчисарай крупного оптового рынка по торговле фруктами. Ещё одним важным, но нереализованным проектом, стала идея инженера С. И. Чаева построить от станции Бахчисарай узкоколейную электрическую железную дорогу. Она должна была соединить Лозово-Севастопольскую магистраль с главным крымским курортом — Ялтой, пройдя сквозь семикилометровый тоннель под хребтом главной гряды Крымских гор. Предпочтение отдали проекту дороги по Южному берегу Крыма от Севастополя (его, впрочем, тоже не осуществили).

Виадук в ущелье Уч-Кос. Электрическая железная дорога Бахчисарай — Ялта. 1900-1910 гг.

В конце XIX — начале XX века бахчисарайская станция оставалась мало связанным с городом транзитным пунктом, жившим собственной жизнью. Пристанционный квартал Азиз насчитывал 70 дворов. Путеводители начала XX века отмечали наличие на станции нескольких кофеен, которые, однако, они не отваживались рекомендовать путешественникам. Именно такой увидела станцию императорская семья, приехавшая в Бахчисарай из Севастополя в 1902 году.

Выезда государя императора из Бахчисарая. 1855 г.

В 1908–1910 годах бахчисарайский предприниматель и меценат Д. И. Пачаджи построил вблизи станции жилой двухэтажный дом с башней в стиле модерн (улица М. Македонского, дом 6А, архитектор К. А. Табурин), надеясь подать пример другим крупным местным домовладельцам. Однако и сегодня он одиноко возвышается среди одноэтажной застройки, находясь в удручающем состоянии. После смерти Пачаджи его супруга предоставила городу участок близ станции для строительства большого православного храма.

Он был заложен в 1913 году к 300-летию дома Романовых и освящён во имя фамильной иконы царской семьи — Феодоровского образа Божией Матери. Храм вскоре после Гражданской войны закрыли, превратив его в кинотеатр, а затем в складское помещение. В настоящее время он восстановлен и является одним из украшений пристанционного района города.

В первой половине XX века станция Бахчисарай пережила многочисленные драматические события. В 1941–1942 годах во время обороны Севастополя она использовалась немецким командованием для переброски военных грузов и техники к осаждённому городу. Сильно повреждённое в годы войны здание старого губонинского бахчисарайского вокзала в начале 1950-х годов разобрали. На его месте построили новое одноэтажное здание в стиле сталинского ампира, украшенное пышным порталом. Со стороны города к нему примыкает небольшая привокзальная площадь, застроенная торговыми зданиями.

Вокзал Бахчисарая

Вокзал Бахчисарая




Как и большая часть Крымского отделения Приднепровской железной дороги, бахчисарайский участок был электрифицирован в 1973 году. Находившаяся ранее на городской окраине, сегодня станция соединяет «старый», средневековый, и «новый», возникший в 1950–1970-е годы, города. Она связывает Бахчисарай грузовым и пассажирским сообщением с крупнейшими городами Крыма — Симферополем и Севастополем.

Похожие места

Историческая справка о городском железнодорожном вокзале

Старое здание вокзала напоминало средневековый замок, однако в начале 1970-х годов возвели новый, уже двухэтажный вокзал. Сегодня это сквозная станция для поездов из разных регионов на пути в Кисловодск.

Историческая справка о городской железнодорожной станции

Бугульма, расположенная на пересечении речных и сухопутных торговых и транспортных путей, сохранила своё значение благодаря успешной адаптации к изменяющимся условиям. В первую очередь, это касается введения железнодорожного сообщения в начале XX века. Открытие Волго-Бугульминской железной дороги в 1911 году стало важным событием, обеспечившим городу экономический рост и развитие.

Историческая справка о железной дороге и вокзале

В октябре 1896 года была открыта первая ширококолейная железная дорога на территории современной Удмуртии, соединившая станцию Камская с пристанью Галёво, что значительно упростило транспортировку продукции Воткинского завода. В годы Первой мировой войны и Великой Отечественной войны станция Воткинск играла ключевую роль в перевозке техники и грузов.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!