Историческая справка о железнодорожной станции и вокзале

Время прочтения: мин.

Тюменская область, Ялуторовск, Железнодорожная ул., 2А, Ялуторовск

GPS: 56.661080 , 66.309799

Железнодорожная станция Ялуторовск, расположенная на Транссибирской магистрали, была открыта в 1912 году и стала важным транспортным узлом. Вокзал создает историческую атмосферу провинциального сибирского города и располагает всем необходимым для комфортного путешествия.

История

Железнодорожная станция Ялуторовск располагается на Транссибирской магистрали и относится к Тюменскому региону Свердловской железной дороги — филиала ОАО «РЖД». История станции неразрывно связана со строительством ветки Тюмень — Омск.

Железная дорога в Тюмень пришла в 1885 году, однако решение о продлении её до Омска было принято только в 1909-м. Изначально планировалось, что рельсовый путь пройдёт на 30 километров севернее Ялуторовска. Но местное купечество на свои средства провело дополнительные изыскания, чтобы проложить дорогу ближе к городу, и обратилось за поддержкой в Государственную думу.

Вид на строящуюся Тюмень-Омскую железную дорогу. 1909–1913 гг.

Первые рабочие поезда по строящейся ветке начали ходить в 1911 году, а 8 мая 1912-го Ялуторовск встретил первый пассажирский поезд.

Вид в районе строящейся Тюмень-Омской железной дороги. 1909–1913 гг.

В ходе строительства дороги через реку Тобол был сооружён уникальный железнодорожный переход, который исправно служил до 1970-х годов. Журнал «Огонёк» в 1912 году писал о нём следующее:

«Через Тобол, у города Ялуторовска, строится грандиозный мост... Строитель моста инженер-механик Е. К. Кнорре применяет изобретённые им деревянные кессоны, имеющие значительные преимущества перед общеупотребительными железными в отношениях быстроты сооружения и дешевизны. Модель подобного деревянного кессона, премированная Большой золотой медалью на последней парижской Всемирной выставке, хранится в железнодорожном музее императора в С.-Петербурге. Таких кессонов на реке Тобол семь: по два береговых и три речных; мост будет иметь четыре пролёта по 50 саженей каждый».

Е. К. Кнорре

Государственные служащие, работавшие на строительстве железной дороги и моста через р. Тобол у г. Ялуторовска. 1913 г.

1 октября 1913 года Тюмень-Омская железная дорога была принята в постоянную эксплуатацию. Этот рельсовый путь значительно разгрузил другие участки Сибирской магистрали. Его постройка имела большое значение для региона. Усилился приток переселенцев из центральной части страны, шло активное аграрное освоение сибирских земель. За несколько лет железная дорога изменила судьбу южной части Тобольской губернии: она стала более многолюдной, её сельскохозяйственная продукция получила новые возможности сбыта, а экономическая жизнь — новые перспективы. Поездами из региона вывозили масло, муку, меха, лес, а ввозили необходимые земледельческие орудия и машины.

Железнодорожный комплекс в Ялуторовске был построен в 1911–1912 годах как типовая пассажирская станция четвёртого класса. Он состоит из вокзала, водонапорной башни и двух жилых домов, в которых в то время проживало местное железнодорожное начальство.

Водонапорная башня на территории станции Ялуторовск. 1993 г.

Здание вокзала — это одноэтажное прямоугольное строение, вытянутое вдоль платформы. В его архитектуре можно увидеть элементы «кирпичного стиля» и позднего модерна. Нарядный вид вокзалу придаёт сочетание краснокирпичного фасада и белых декоративных деталей.

Здание железнодорожного вокзала Ялуторовска

Водонапорная башня украшена фризом с рядом квадратных выемок-кессонов. Два одноэтажных кирпичных дома-близнеца, выполненные в стиле рационалистического модерна, отличаются лаконичным декором с чёткими геометрическими линиями.

Ялуторовский вокзал был свидетелем многих значимых исторических событий и знаковых личностей. В апреле 1918 года мимо него в сторону Омска и обратно в сторону Екатеринбурга проследовал поезд с императором-узником Николаем II, его супругой Александрой Фёдоровной и дочерью Марией. В июне 1934 года вокзал встречал героев Челюскинской эпопеи, которые следовали в столицу на литерном поезде. А в 1942 году через него прошли эшелоны с бойцами сибирской 229-й стрелковой дивизии. В годы Великой Отечественной войны главная задача станции заключалась в бесперебойном обеспечении грузовых и пассажирских военных перевозок.

Семья последнего российского императора Николая II

Сегодня железнодорожная станция Ялуторовск — это станция третьего класса на электрифицированном участке линии Войновка — Называевская. Через неё проходят грузовые составы и пассажирские поезда дальнего следования, а также пригородные электрички по маршрутам Тюмень — Заводоуковск, Тюмень — Омутинская и Тюмень — Ишим. На станции действует таможенный пост.

Железнодорожная станция Ялуторовска

В 2009 году за счёт средств ОАО «Российские железные дороги» была проведена реконструкция железнодорожного вокзала. В рамках работ были заменены пол, потолок и окна, осуществлена перепланировка помещений, а также смонтирована ночная подсветка здания. Интерьеры вокзала выполнены из современных материалов, что создаёт атмосферу уюта.

Вокзал располагает всем необходимым для комфортного путешествия: просторный зал ожидания, камеры хранения, билетные кассы и туалеты. В здании имеются тактильные напольные указатели и информационные мнемосхемы, что облегчает ориентирование. Крыльцо оборудовано для удобства маломобильных граждан, а при необходимости может быть организовано их сопровождение по вокзалу и на перроне. На привокзальной площади расположена автомобильная парковка.

Крыльцо железнодорожного вокзала Ялуторовска

Прибывая в Ялуторовск на поезде, пассажиры сразу окунаются в историческую атмосферу этого провинциального сибирского города. Гостей встречает хорошо сохранившийся архитектурный ансамбль станционных построек, который был возведён в начале XX века. Перед вокзалом раскинулась площадь, с мемориальным комплексом, посвящённым памяти декабристов, живших в Ялуторовске в XIX веке.

Мемориальный комплекс памяти декабристов

Похожие места

Железная дорога и вокзал

Построенная в начале ХХ в. магистраль соединила регион с общероссийской железнодорожной сетью. По окончании Гражданской войны открытие сквозного движения сделало Камбарку важным транспортно-пересадочным узлом.

Здание железнодорожного вокзала города Сочи

Построенный в стиле ампир вокзал — настоящий дворец в центре Сочи. Его проектировал известный архитектор Алексей Душкин, автор первых станций московского метро и одной из сталинских высоток. Вокзал получился просторным и изящным, под стать курортному городу.

Вокзал Пензы

В конце XIX века Пенза превратилась в крупный железнодорожный узел. В 1904 году с началом Русско-японской войны по Сызрано-Вяземской дороге пошли эшелоны солдат. В 1975 году возвели новый изящный вокзал.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!