Железная дорога и вокзал в Лисках — история длиной в полтора столетия

Время прочтения: мин.

Воронежская обл., г. Лиски, улица Привокзальная, дом 16

GPS: 50.979294 , 39.508504

Лиски - крупный железнодорожный узел в Воронежской области, связывающий Москву и Ростов-на-Дону, а также Харьков и Пензу. В 2020 году станция отметила свое 150-летие.

История

Железнодорожное строительство в Воронежской губернии развернулось с 1860-х годов. На сотом километре от Воронежа, в районе села Лиски, была спроектирована железнодорожная станция под тем же названием. Однако более тщательное обследование показало, что рельеф местности с ее овражистыми меловыми горами для такой стройки не годится. Строительство срочно перенесли в село Новопокровское на противоположном (левом) берегу Дона, но название станции оставили прежним.

Железнодорожная станция Лиски

Станция Лиски была построена в конце 1870 года, 1 января 1871 года сюда прибыл первый поезд. Вскоре между Воронежем и Ростовом-на-Дону по новой ветке открылось регулярное пассажирское и товарное сообщение. В первые десятилетия станция Лиски оставалась небольшой, а пристанционный поселок был бедным и сравнительно малолюдным. Вокзал был деревянным, стрелки на путях — ручными, входные и выходные семафоры также открывались вручную, а ночные работы в ремонтных цехах производились при свете факелов. Ситуация стала меняться лишь с прокладкой в 1895 году железной дороги Харьков — Балашов, в результате чего станция Лиски превратилась в узловую.

Железнодорожная станция Лиски. 1941 г.

 В 1901–1903 годах на станции появилось новое каменное здание вокзала с буфетом и просторным залом ожидания, административные и складские помещения. При вокзале действовало почтовое отделение, телеграф и аптека. Усовершенствовалось и техническое оборудование станции. Привокзальная площадь стала местом оживленной торговли изделиями региональных народных промыслов, особенно коврами и кушаками. При этом сам пристанционный поселок оставался небольшим, умещаясь вокруг компактной привокзальной площади. К северу от нее сложился промышленный комплекс — паровые мельницы, элеватор и два мелоразмольных завода.

Строительство нового здания железнодорожного вокзала города Лиски

Город рос, и к середине ХХ века старый вокзал стал тесен. Решение о строительстве нового было принято в 1976 году, но стройка затянулась до 1992 года. Новый вокзал общей площадью более восьми тысяч квадратных метров с высотной гостиницей был построен по проекту харьковских архитекторов А. Н. Жирнова, В. П. Дубинского и Ю. И. Мурыгина.


Здание старого вокзала сохранилось, отреставрировано и в настоящее время обслуживает пригородные перевозки. В конце 1990-х годов привокзальную площадь украсили памятники — «Ангел-хранитель» и паровоз ФД 20-1945.




Похожие места

Собор Святителя Николая Чудотворца

На месте разрушенного большевиками храма в Черкесске в 2012 году отстроили новый собор Святителя Николая Чудотворца. Высота его колокольни достигает 17 метров. Здание повторяет образ исторического собора.

Утраченный Свято-Троицкий собор — главный храм дореволюционного Балашова

Величественный храм в русско-византийском стиле был построен в конце XIX века. В 1930-е годы собор закрыли и уничтожили. Теперь на месте утраченной святыни разбит городской парк.

Городская железнодорожная станция

В начале ХХ в. была открыта Алапаевско - Скандинская ветка Уральской железной дороги. Сегодня в городе Алапаевск находится узловая станция Свердловской железной дороги, а из Екатеринбурга сюда ходит пригородный поезд «Императорский маршрут».

Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!