История появления троллейбусов в Стерлитамаке

Время прочтения: мин.

В столице Башкирии регулярное движение троллейбусов открылось в январе 1962 года. А жители Стерлитамака стали пользоваться этим транспортом почти на год раньше — с февраля 1961-го.

История

В начале 1950-х промышленность Стерлитамака переживала период бурного роста. Один за другим вступали в строй новые предприятия, быстро увеличивалась численность рабочих и городского населения в целом, появились удаленные от производств городские микрорайоны. Это обострило транспортную проблему, которая требовала оперативного решения. Автобусы не могли справиться с возросшим пассажиропотоком. К тому же они не относились к экологичному транспорту.

Рассматривалось строительство трамвайных линий или троллейбусов, но от первых в итоге отказались. Трамвайное сообщение посчитали более финансово затратным, трудоемким и длительным по вводу в эксплуатацию по сравнению с троллейбусным, в том числе из-за необходимости укладывать шпалы с рельсами. Кроме того, трамвайные линии в этом городе не были удобны из-за особенностей расположения улиц. Троллейбусы отличались экологичностью, что было немаловажно для Стерлитамака, в котором и так было размещено много химических и иных производств, неблагоприятно влиявших на экологию.



Движение троллейбусов по пр. Ленина в Стерлитамаке

В итоге, проработав вопрос, местные власти сделали выбор в пользу троллейбуса. Однако первая попытка получить средства и утвердить план открытия троллейбусного движения в Стерлитамаке закончилась неудачей. Руководство Башкирской АССР отрицательно отреагировало на эту идею, в том числе потому, что даже в столичной Уфе троллейбусного движения еще не было. Из Москвы тоже пришел отказ ввиду отсутствия средств, а также с учетом общей установки: троллейбусные линии в РСФСР было решено строить в первую очередь в столицах областных центров и автономных республик, а затем уже в других крупных городах. Это означало, что Уфа должна была первой получить троллейбус, а Стерлитамак должен был ждать своей очереди.

Однако опытный председатель исполкома Стерлитамакского городского совета Иван Степанович Станотин (он занимал эту должность в 1952–1963 годах) не сдался и решил действовать «в обход». В начале 1957-го он поехал в Москву, добился приема в вышестоящих инстанциях и сумел убедить правительство создать в Стерлитамаке на базе трех заводов мощное производственное объединение союзного подчинения.

Станотин воспользовался проводившейся в это время реформой, связанной с созданием совнархозов, которая сопровождалась слиянием однопрофильных производств, расположенных в одной местности, с целью оптимизации расходов и повышения эффективности производства. Попутно Ивану Степановичу удалось согласовать в Москве и другую инициативу — выделение средств на строительство в Стерлитамаке троллейбусного сообщения, имея в виду в первую очередь доставку на работу сотрудников нового предприятия.



Временная стоянка троллейбусов перед открытием движения в Стерлитамаке. 1960 г.

За три года, с начала 1958 по февраль 1961 года, удалось решить значительное число сложных организационных вопросов. Специалисты из Москвы подготовили проектно-сметную документацию, было создано троллейбусное управление, получены троллейбусы, набран штат водителей и проведено их обучение, обустроены остановки, осуществлены монтажные работы по установке воздушно-контактной сети, обеспечивающей электроэнергией троллейбусы.

Строительство первой троллейбусной линии по улице Кочетова в Стерлитамаке. 1960 г.

В феврале 1961-го в Стерлитамаке состоялся технологический прокат первого троллейбуса, выехавшего по маршруту протяженностью 12,7 километра. А 25 февраля 1961 года в городе началось регулярное движение троллейбусов. На маршрут в первое время выходило порядка 10 машин. Они вмещали почти в два раза больше пассажиров, чем курсировавшие по городу автобусы, не говоря уже о бортовых грузовиках, ранее часто доставлявших рабочих на предприятия города.

Троллейбусное депо в Стерлитамаке. 1961 г.

В 1960–1980-х в Стерлитамаке появлялись все новые и новые троллейбусные маршруты. Сложившийся в городе значительный троллейбусный парк доказал свою экологичность, эффективность и надежность в эксплуатации.




Похожие истории

Площадки и предметы старосызранской торговли

Сызрань издревле была торговым городом, богатым зерновой промышленностью. Внутригородскую и внешнюю торговлю вели на еженедельных базарах и сезонных ярмарках, ее потребностям было подчинено градостроительство

Ирбитская ярмарка

Ирбитская ярмарка, известная с XVII века, оказала большое влияние на развитие города. Была возрождена в 2003 году. Современная ярмарка проводится летом на площади Ленина с сохранением исторических традиций.

Сражение при Евпатории 5 февраля 1855 года

Сражение при Евпатории 5 февраля 1855 года стало последним крупным боевым столкновением Крымской войны 1853–1856 годов. И хотя штурм крепости русскими войсками потерпел неудачу, Евпатория вскоре отошла России по Парижскому мирному договору.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!