История железной дороги Астрахани. От перевозки соли к перевозке людей

Время прочтения: мин.

Железную дорогу в Астрахани построили в 1909 году для доставки баскунчакской соли. Проездной станция стала в 1942 году, первый вокзал в псевдомавританском стиле заменили в 1972 году на капитальное здание.

История

Главный железнодорожный вокзал Астрахань-I изначально был тупиковым и располагался поперек линии. Первый поезд вокзал принял 2 октября 1909 года. В 1942 году астраханский вокзал стал проездным, а историческое здание частично снесли.

Вокзал Астрахани. Начало XX в.

Вопрос о проведении железной дороги до Астрахани впервые возник еще в середине XIX столетия, но тогда идею отклонили как технически трудноосуществимую.

Предшественницей астраханской части современной Приволжской железнодорожной магистрали была 76-километровая однопутная дорога, построенная в 1881–1882 годах между озером Баскунчак и Владимирской пристанью Ахтубы. Дорога не имела выходов к другим магистральным путям и функционировала сезонно, поскольку использовалась почти исключительно для перевозки баскунчакской соли с ее последующей перевалкой на водный транспорт. Баскунчакская дорога интенсивно эксплуатировалась: только за 1887–1888 годы по ней перевезли около 400 тысяч тонн соли. В первые годы советской власти дорога вошла в состав национализированной Рязанско-Уральской железной дороги.

Поезд, перевозящий на соленое озеро Баскунчак

В 1880–1890-е годы Астраханская городская дума дважды обращалась в Министерство путей сообщения с ходатайствами относительно полноценной железной дороги, но только в 1902 году правительство санкционировало строительство Обществом Рязанско-Уральской дороги 550-километрового пути, связавшего Астрахань с Нижневолжьем. Дорогу от станции Красный Кут Саратовской губернии до Астрахани начали строить в апреле 1903 года. Прокладывали ее в сложных геологических и климатических условиях — по безводной степи, солончакам и летучим барханным пескам, а на подходе к Астрахани — по местами заболоченной волжской дельте с пересечением пяти полноводных рек и 11 малых протоков. Движение на участке Красный Кут — Бузань-пристань открылось в июле 1907 года, а от вновь построенного 612-метрового моста через реку Бузан до Астрахани — в декабре 1909-го.

Бузанский мост

Мост через реку Бузан

Строительство двухэтажного кирпичного здания вокзала Астрахань-I с куполообразной крышей по проекту инженеров С. Хмелевского, А. Холодицкого, И. Филиппова и Н. Лаврентьева началось в 1907 году. Характерный псевдомавританский стиль вокзала подчеркивал значение Астрахани как «ворот на Восток». На сегодняшний день от него сохранился только западный флигель, в котором размещается администрация вокзала. В 1955 году на месте временного моста через Волгу перекинули новый — действующий по настоящее время автомобильно-железнодорожный мост.

Астраханский мост. 2019 г.

Рост пассажиропотока в послевоенные годы потребовал модернизации астраханского железнодорожного вокзала. В 1965–1972 годах по проекту института «Ленгипротранс» возвели новое, капитальное, полное света здание по адресу Вокзальная площадь, 20. Под путями проложен пешеходный тоннель. В 1990 году дорогу электрифицировали. Параллельно шла прокладка новых путей: в 1970 году введена в эксплуатацию ветка Аксарайская — Гурьев, связавшая Кавказ через Астрахань с Казахстаном, а в 2004 году линия Порт Оля — Яндыки как часть международного транспортного коридора «Север — Юг». Последняя модернизация вокзала Астрахань-I проведена в 2008 году в рамках подготовки к празднованию 450-летия города.

Вокзал Астрахань




Станция Астрахань-II Приволжской железной дороги обслуживает пригородные поезда и грузовые составы.

Похожие истории

Легенда о трёх соснах

В сентябре 2002 года в Димитровграде установлена стальная стела под названием «Три сосны», символизирующая город и его связь с природой. Скульптурная композиция, состоящая из трёх металлических конструкций, стилизованных под сосны, отражает местные легенды и историческое значение этих деревьев, которые также обозначают три района города и связаны с культурными традициями региона.

История Нагорного парка

Кладбище образовалось в 1772 году, позднее на нем построили храм. В 1930-х их разрушили. Вскоре на этом же месте был создан парк культуры и отдыха. Восстановленный в 2016 году, он существует до сих пор.

От пролетки до троллейбуса: эволюция городского транспорта Черкесска

Основным видом транспорта в Черкесске до войны были различные гужевые повозки. Автомобильный бум и развитие общественного транспорта произошел в 1950-е годы, в 1990-е в городе наладили троллейбусную сеть.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!