Олонхо. Происхождение мира по-якутски

Время прочтения: мин.

«Олонхо» обозначает как традицию сочинения и исполнения эпических произведений, так и поэмы, исполняемые сказителями. В этих поэмах якуты описывают свое видение создания мира и загробной жизни

История

На ветвях Священного Мирового Древа зарождаются души еще не родившихся детей, в корнях Мирового Древа покоятся души отошедших в иной мир людей, а на самых высоких ветвях висят железные колыбели, в которых рождаются души шаманов, — так рассказывается об устройстве мира в одном из якутских олонхо.



Старинный эпос Олонхо.

У каждого народа есть культурные проявления, которые считаются его главным достоянием, позволяющим протянуть незримую нить между прошлым и будущим и объединить всех его представителей, где бы они ни жили. Для якутов это олонхо — слово обозначает как традицию сочинения и исполнения эпических произведений, так и собственно поэмы, исполняемые сказителями (олонхосутами).



К сожалению, олонхо стали записывать довольно поздно. Исследователи открыли это явление только в середине XIX века, поэтому многие тексты не дошли до наших дней. Сохранившиеся произведения рисуют сложную картину мироустройства по представлениям якутов. В соответствии с ней мир делится на три части: верхнюю, среднюю и нижнюю. Главная тема олонхо — судьба племени Айыы аймага, живущего в Верхнем мире. Однажды некоторым его представителям было велено прийти в Средний мир. Здесь они стали родоначальниками людей и установили счастливую и сытую жизнь.


Старинный эпос Олонхо.

Другие олонхо повествуют о деяниях отдельных героев. Так, Эр Соготох отправляется в долгое и трудное путешествие, в борьбе с враждебными силами из Нижнего мира находит предназначенную ему жену и становится родоначальником собственного народа.


Старинный эпос Олонхо.

К третьей группе олонхо относятся произведения, в которых богатырь, рожденный в Верхнем или Среднем мире, призван защитить жителей Среднего мира.

Исполняются эти сказания путем чередования речитатива и пения. Сказителей было много, поэтому каждое олонхо имело множество версий. К тому же отдельные сказания связаны сюжетными линиями с другими. В результате возникает сложное повествование, которое может рассказывать не об одном поколении рода Айыы аймага.



Старинный эпос Олонхо.

В 2009 году олонхо было включено ЮНЕСКО в список нематериального наследия человечества. В 2008 году в Якутске появился театр «Олонхо», призванный сохранять, изучать и пропагандировать это уникальное явление. Его сотрудники не только ставят театральные постановки по текстам олонхо, но и совершают этнографические экспедиции, цель которых — поиск ранее неизвестных произведений.


Театр Олонхо в Якутске.

Постановки театра Олонхо


Похожие истории

Первый автобусный маршрут в Серпухове. История городского автобусного сообщения

Первый автобусный маршрут в Серпухове был открыт в 1926 году. До этого городской общественный транспорт состоял из извозчиков, ожидавших пассажиров у железнодорожного вокзала или у Гостиного двора.

"Захарьевы – основатели Медвежьегорска"

Основателями Медвежьегорска можно считать династию заонежских крестьян Захарьевых. Они были владельцами лесопильного завода на реке Кумсе и  много сделали для развития города.

Быт и нравы царевококшайцев

Царевококшайцев называют трудолюбивыми, словоохотливыми и радушным, а сами жители обожали ярмарки и базары. Любили горожане и праздники, которые отмечали с размахом.

Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!