Историческая справка о вокзале Скопина

Время прочтения: мин.

ул. Ленина, д. 125Г

GPS: 53.824818 , 39.576106

Железнодорожный вокзал Скопина был построен в конце XIX ‒ начале XX века и сыграл значительную роль в развитии региона. Он и сегодня остаётся важным транспортным узлом.

Ряжско-Вяземская железная дорога объединила два участка, соединявшихся в Скопине.  Первый, Ряжско-Скопинский, построили по концессии Абрама Моисеевича Варшавского. Движение по нему открыли 8 декабря 1870 года. Второй участок, Скопинско-Вяземский, получило Общество Ряжско-Скопинской железной дороги. Здесь движение открылось в марте 1872 года. Ряжско-Вяземскую железную дорогу государство выкупило 1 октября 1889 года. Её объединили с другими бывшими частными железными дорогами (Ряжско-Моршанской и Моршанско-Сызранской) в казённую Сызранско-Вяземскую. Сейчас основные линии этой дороги входят в состав Куйбышевской и Московской железных дорог. 


Станция Скопин играла важную роль в грузоперевозках: в 1902 году здесь отгружалось до 16 тысяч тонн грузов, из которых половину составлял хлеб. Сейчас через Скопин проходят поезда дальнего следования по маршрутам Челябинск — Калининград и Самара — Минск, а электропоезда ходят до Ряжска и Павельца.


Здание железнодорожной станции Скопина построили в конце XIX – начале XX века на Соборной улице (ныне — улица Ленина, дом 125), по другим данным — в 1917 году. Это одноэтажная постройка в стиле неоклассицизма. Центральный массив украшен фронтоном и массивными колоннами с лепными капителями. Центральный вход со стороны улицы Ленина сейчас не работает: в нём в 2001 году установили памятник в честь шестидесятилетия освобождения Скопина от немецко-фашистских захватчиков. Скульптуру создала заслуженный художник Российской Федерации Р. А. Лысенина. Это белокаменная стела прямоугольной формы с вырезанной пятиконечной звездой и надписью: «В честь 60-летия освобождения г. Скопина от гитлеровских оккупантов 84-й ОМСБ 28 ноября 1941 г.» Здание вокзала Скопина имеет историческое и архитектурное значение, но пока не включено в реестр охраняемых государством памятников.



В вокзальный комплекс входило также здание по адресу улица Ленина, дом 138. С 1907 по 1919 год там работала железнодорожная школа, потом была железнодорожная амбулатория. Сейчас это жилой дом, который считается выявленным памятником архитектуры. У станции было также два зернохранилища вместимостью до 130 тысяч пудов. Они не сохранились.


В сквере напротив здания железнодорожного вокзала в 1967 году установили памятник М. И. Калинину. Председатель ВЦИК приехал в Скопин 4 сентября 1919 года на агитационно-инструкторском поезде «Октябрьская революция». Он призывал местное население срочно помочь продовольствием фронту и голодающим районам. Население Скопинского уезда в 1919 году и само испытывало трудности: свирепствовал тиф и «испанка», власти реквизировали зерно, контролировали объём помола. Поэтому агитацию поручили такому опытному оратору, как «всероссийский староста». 



В Скопинском краеведческом музее есть тематический зал «Железная дорога», посвящённый истории железнодорожного сообщения Скопина.

Похожие места

Два вокзала и огромная железнодорожная сеть вокруг Мичуринска

Строительство железной дороги до Козлова началось в 1860 году, а уже в 1890-е Козлов становится узловой станцией сети железных дорог соседних губерний.

Историческая справка о железнодорожном вокзале

Иногда населенные пункты прославляют градообразующие предприятия, а Лодейное Поле стал широко известен, когда через него прошла Олонецкая железная дорога. Новая станция стала связующим звеном между Санкт-Петербургом, Карелией и Мурманском.

Железная дорога, которая появилась благодаря открытию нефтяных месторождений

В первой половине XX века в Стерлитамаке построили железную дорогу. Она стала необходима для транспортировки нефти.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!