Историческая справка о железной дороге и вокзале

Время прочтения: мин.

Ростовская область, г. Шахты, ул. Привокзальная, д.1

GPS: 47.727234 , 40.197695

Станция в Грушевске появилась в 1861 году, вместе с железной дорогой до станицы Аксайской. Первое здание вокзала не сохранилось. Современное каменное здание вокзала построено в начале XX века.

История

Грушевские разработки к началу 1860-х годов достигли больших успехов. За год они добывали порядка 3 миллионов пудов, что соответствует примерно 50 тысячам тонн. Однако вывоз антрацита был сопряжён с трудностями: он зависел от сезона и проходил очень медленно, а следовательно, очень дорого обходился. Добытый антрацит на волах перевозили в станицу Мелеховскую на Дону. Оттуда баржами по реке его отправляли заказчикам. Эта система была крайне неэффективной: зимой и в период весенне-осенней распутицы транспортировка была практически невозможна, что значительно увеличивало стоимость угля и ограничивало его доступность.


С ростом добычи угля возникла настоятельная необходимость в создании надёжной и круглогодичной транспортной инфраструктуры. В марте 1860 года Донской наказной атаман Михаил Григорьевич Хомутов (1795–1864) предложил построить железнодорожную ветку между Грушевскими копями и пристанями на Дону. Вопрос был решён быстро — уже в мае того же года вышел императорский указ о строительстве Грушевско-Донской магистрали.


Строительство дороги в 66 вёрст до станицы Аксайской началось весной 1861 года и финансировалось Войском Донским. На прокладке путей трудилось более трёх тысяч шахтёров Грушевска и крестьян из южных губерний. Строительство проходило под руководством инженера путей сообщения Валерьяна Александровича Панаева (1824–1899).


Основной этап строительства завершился к концу декабря 1863 года, в январе 1864 года на этом участке запустили регулярное движение. В первое время на магистрали использовался подвижной состав, произведённый в основном за границей, в частности в Бельгии. Строительство линии на этом не закончилось — в 1868 году пути проложили до Ростова-на-Дону. В начале 1870-х годов эта ветка вошла в состав Козлово-Воронежско-Ростовской железной дороги, а в 1890-е годы — Общества Юго-Восточных железных дорог. С 1953 года по сегодняшний день (с перерывами) Шахтинское отделение относится к Северо-Кавказской железной дороге.


Появление станции Грушевская, которая сегодня называется Шахтная, относится к 1861 году. Первый вокзал 1873 года постройки, по дошедшим до нас свидетельствам, был ничем не примечательным зданием. Его изображений не сохранилось.



Сегодня поезда на станции Шахтная встречает построенный ещё перед Первой мировой войной изысканный каменный вокзал. Имя архитектора одного из старейших вокзалов на Северо-Кавказской магистрали история не сохранила. Через станцию Шахтная проходят грузовые составы, поезда дальнего следования и пригородные электрички. Большинство пассажирских поездов южного направления делает здесь двухминутную остановку.


Похожие места

Историческая справка о железнодорожной станции

Железнодорожная система Новомосковска складывалась под воздействием работающих рядом с городом предприятий: она обеспечивала транспортную связь жилых районов с промышленной зоной. Сегодня одноимённая станция служит для пригородного сообщения.

Историческая справка по истории железнодорожной станции Гагарин и вокзала

Железная дорога была запланирована в обход Гжатска, но местные купцы понимали её пользу для города и добились изменения маршрута. Новый вокзал стал не только экономическим, но и культурным центром города.

Историческая справка о вокзале Скопина

Железнодорожный вокзал Скопина был построен в конце XIX ‒ начале XX века и сыграл значительную роль в развитии региона. Он и сегодня остаётся важным транспортным узлом.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!