Историческая справка о железнодорожной станции Невинномысская

Время прочтения: мин.

пл. Привокзальная, д. 1 / ул. Революционная, д. 169

GPS: 44.630699 , 41.963618

Станция Невинномысская, первоначально деревянная, обзавелась каменным зданием вокзала в XX веке. В этом же столетии она стала ареной боевых действий — сначала в Гражданскую, а затем и в Великую Отечественную войну. Сегодня это важный транспортный узел региона.

История

Железнодорожная история Невинномысской станицы началась со строительства в 1872–1875 годах Владикавказской железной дороги от Ростова-на-Дону до Владикавказа. Движение на участке Армавир — Невинномысская было запущено 2 июня 1875 года. К открытию станции был построен первый одноэтажный деревянный вокзал с навесом над платформой. В 1880-е годы на станции действовал 21 объект железнодорожной инфраструктуры, включая водонапорные башни, телеграф и служебные помещения. В 1895-м были возведены здания технических служб, а три года спустя — паровозное депо. В 1901 году начались работы по строительству второго железнодорожного пути. В начале XX века станция Невинномысская непрерывно развивалась и росла. В 1903 году на месте старого деревянного вокзала построили новое просторное каменное здание, сильно пострадавшее в годы Великой Отечественной войны. В 1950-е годы вокзал реконструировали, после чего его архитектурный облик не менялся.

Разлив Дона. Владикавказская железная дорога. 1904–1915 гг.

Владикавказская железная дорога. 1910-е гг.

В 1929 году новая железнодорожная ветка связала станицы Невинномысскую и Баталпашинскую. Станция Невинномысская не раз становилась ареной боевых действий. Во время революции 1905–1907 годов её работники присоединились к всероссийской стачке. В 1917–1922 годы в станице велись кровопролитные бои между красными и белыми. Главным объектом борьбы была железнодорожная станция. Здесь весной 1918-го базировался Второй Кубанский революционный отряд Я. Ф. Балахонова. В память об этих событиях на здании вокзала установлена мемориальная доска, а сама станция имеет статус объекта культурного наследия.

Помощник командира 3-го Кавказского корпуса на Юге в 1921 г. Я. Ф. Балахонов

В начале августа 1942 года у Невинномысской велись бои между советскими войсками и фашистскими захватчиками, стремившимися овладеть стратегически важным железнодорожным узлом. Город оказался в оккупации. 20 января 1943 года Красная армия освободила Невинномысск от немцев, но последние в ходе отступления взорвали железнодорожные пути и мост через Кубань. Однако совместными усилиями железнодорожников, солдат 29-й бригады и жителей города они были восстановлены в кратчайшие сроки — уже 10 февраля 1943-го железнодорожное сообщение возобновилось. Об этом трудовом подвиге сегодня напоминает мемориальная табличка на здании вокзала, установленная в 2020 году.

Сапёры наводят переправу через р. Кубань, поскольку мост был взорван немцами. 1943 г.

Тогда же была проведена реконструкция привокзальной площади, создана зона для прогулок с детским городком, стилизованным под железную дорогу, сформирована доступная среда и проведено благоустройство. Кроме того, здесь появился новый мемориальный объект в виде небольшого участка с рельсами времён Великой Отечественной войны. Сегодня железнодорожная станция Невинномысская — важный транспортный узел на участке Зеленчук — Минеральные Воды. Невинномысск связан пригородными поездами с Краснодаром, Минеральными Водами, Черкесском и станцией Кавказской. Здесь останавливаются поезда дальнего следования, соединяющие европейскую часть России, Урал и Сибирь с городами Кавказских Минеральных Вод, Дагестана, Ингушетии и даже Крыма.

Перрон железнодорожной станции Невинномысск. 2013 г.

Прибытие поезда на вокзал. 2013 г.

Похожие места

Историческая справка о железнодорожной станции

Один из самых современных железнодорожных терминалов на юге России, вокзал Адлер был основан в начале XX века. Именно он принял на себя основной наплыв гостей в дни зимней Олимпиады в 2014 году.

Железнодорожная станция Черкесск

Железную дорогу в Черкесск планировали подвести еще в XIX веке, но построили ее в 1927 году — планы срывались из-за войн и революции. Здание станции построили в стиле советской вокзальной архитектуры.

Городской железнодорожный вокзал Рязани

Мало кто знает, что Казанский железнодорожный вокзал в Москве ранее назывался Рязанским, а направление строящейся железной дороги первоначально планировалось как Саратовское. В 1865 году, когда открылось регулярное сообщение от Москвы до Рязани, дорога занимала 8 часов 30 минут.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!