Вокзал Тобольска. Здание вдохновленное платьем

Время прочтения: мин.

г. Тобольск, мкр. Менделеево, д. 35

GPS: 58.288400 , 68.311011

Железная дорога пришла в Тобольск относительно поздно. Пассажирский вокзал был построен лишь в 1970–1974 годах. Здание создано в стиле модернизма с элементами брутализма и вдохновлено платьем В. Зайцева.

История

Вокзал — визитная карточка любого города. Зачастую именно отсюда путешественники начинают знакомство с новым местом. К тому же вокзал, как правило, один в городе, поэтому к его внешнему виду особые требования. Архитектурное решение Тобольского вокзала в стиле модернизма, граничащего с брутализмом, подчеркивает подлинный сибирский дух и богатую историю старинного русского города. Любопытная деталь: по словам архитектора-проектировщика здания, делая чертеж фасада, он вдохновлялся платьем модельера Вячеслава Зайцева.

Железнодорожный вокзал в Тобольске. 2017 г.

Дореволюционные планы

Железная дорога пришла в Тобольск относительно поздно, во второй половине XX века. Однако вопрос о ее постройке возник задолго до того, как первые паровозы появились в Тюмени, куда в 1885 году была проведена ветка Транссибирской магистрали, что благотворно сказалось на развитии этого уездного центра Тобольской губернии. Одним из первых идею построить железнодорожный путь Пермь — Тобольск сформулировал и обосновал тобольский мещанин Кузьма Николаевич Николаев. Он вновь и вновь возвращался к этой проблеме, пока в 1874 году не было принято окончательное решение вести дорогу на Екатеринбург.

Железнодорожный мост через Иртыш. 2010 г.

Весной 1908 года к этой теме привлек внимание депутат Государственной думы Николай Лукич Скалозубов. Доказывая необходимость прокладки железнодорожного пути от Тюмени до Тобольска, он писал: «Осуществление этого проекта является важным шагом в развитии Северного края, так как Тобольск и при нынешнем положении является центральным пунктом для торговли и промышленности Севера». Но этим планам тогда не суждено было сбыться: помешала Первая мировая война, затем — революция и последовавшие за ней события.

Реализация замысла

Вопрос решился только с началом формирования на севере Западной Сибири нефтегазодобывающего комплекса, освоение которого без железной дороги было невозможно. Строительство магистрали Тюмень — Тобольск — Сургут началось в 1966 году и было объявлено всесоюзной ударной комсомольской стройкой. В октябре 1967-го участок от Тюмени до левого берега Иртыша был завершен и туда прибыл первый рабочий поезд. В 1969 году было закончено строительство моста через Иртыш. Первый пассажирский состав тоболяки радостно встретили у Сузгунского путепровода 29 марта того же года. В октябре 1972-го организовали Тобольскую дистанцию пути Свердловской железной дороги. 1 апреля 1973 года станция Тобольск была передана из отделения временной эксплуатации в Министерство путей сообщения СССР как грузовая станция первого класса. Этот день считается днем ее рождения.

Железнодорожный вокзал в Тобольске. 1973–1975 гг.

Сегодня станция Тобольск — это крупный железнодорожный пункт, обеспечивающий пропуск как пассажирского, так и грузового транзитного поездопотока на север Тюменской области и обратно. Кроме того, станция эффективно обслуживает предприятия города. В 2017 году проведена ее реконструкция: построен транзитный приемо-отправочный парк, создан единый пост управления, оснащенный микропроцессорной техникой. Кроме основной железнодорожной станции в городе действуют товарная станция Денисовка и станция Тобольск-Порт, обеспечивающие переработку и отправку грузов Тобольского нефтехимического комплекса и речного порта.

Тобольск, железнодорожный мост через р. Иртыш.

Архитектурное решение

 1970–1974 годах рядом со служебными сооружениями станции, недалеко от поселка железнодорожников Менделеево, ставшего частью города, был возведен пассажирский вокзал. В качестве архитектурно-художественного направления новостройки был выбран сдержанный модернизм, граничащий с брутализмом. Проект разработала группа новосибирских архитекторов под руководством Владимира Петровича Авксентюка. «Этот вокзал должен был проектировать Мосгипротранс, но я выиграл конкурс на архитектурное решение, организованный Тюменским облисполкомом, а затем из вариантов Мосгипротранса… и Сибгипротранса министр транспортного строительства выбрал мой вариант. При его проектировании я старался как-то выразить, что это вокзал замечательного русского города. Мне кажется, что это лучше всего удалось в чертеже фасада на красном фоне. Делая его, я вдохновлялся красным платьем Вячеслава Зайцева „Россия“, которое было напечатано в журнале „Огонек“», — впоследствии вспоминал в одном из интервью Владимир Петрович.

Владимир Петрович Авксентюк

Построенный из монолитного бетона вокзал представляет собой вытянутый вдоль высокой платформы двухуровневый объем пассажирского терминала с врезанным в него шестиэтажным блоком служебных и гостиничных помещений. Складчатое, с большими пролетами перекрытие пассажирского зала, ставшее узнаваемым элементом вокзала, напоминает палатки первопроходцев. Внутри северная стена зала украшена мозаикой. На торцевой стене высотного здания, обращенной к перрону, находится декоративное панно московского художника Германа Черемушкина, отражающее историю города. Отделка зданий и помещений выполнена бригадой тобольских рабочих объединения «Тюменьстройпуть», которую возглавлял Герой Социалистического Труда Иван Семенович Мариненков.

Железнодорожный вокзал в Тобольске. 1986–1987 гг.

В 2018 году вокзал был реконструирован и модернизирован. Изменена внешняя отделка, обновлена система навигации, удлинен перрон, построена вторая высокая платформа, на которую из пассажирского терминала ведет теплый надземный переход с лифтами. Усовершенствована система безбарьерной среды для маломобильных граждан. В пассажирском терминале расположены билетные кассы, залы ожидания, ресторан, кафе, камеры хранения, банковские аппараты. На втором этаже высотного здания находятся комнаты отдыха. Перед вокзальным комплексом оборудована парковка для автомобилей и автобусная остановка. Вокзал связан с основной частью города тремя автобусными маршрутами, в том числе экспрессом.

Железнодорожный вокзал в Тобольске

Сегодня из Тобольска можно отправиться поездом в 146 городов России, включая Москву, курорты Черноморского побережья, крупнейшие центры Урала и Поволжья, Омск и Новосибирск, города северных округов Тюменской области.




Похожие места

Вокзал Якутска. Путь через реку

Разговоры о строительстве железной дороги в Якутске ведутся с начала XX века, но планы до сих пор не реализованы. Сообщение организовано автомобильным, речным и воздушным транспортом.

Железнодорожная станция Ставрополя

Железную дорогу построили в Ставрополе в 1897 году, что укрепило статус торгово-промышленного города. Первый вокзал из красного кирпича возвели у Ярмарочной площади, две башенки придавали ему вид замка

Историческая справка о городской железнодорожной станции

Строительство железной дороги через Шадринск откладывали много раз. Город ждал ветку Синарская — Шадринск 21 год. Первые поезда проехали через Шадринск только в 1913 году.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!