Историческая справка о железнодорожной станции и вокзале

Время прочтения: мин.

Ханты-Мансийский а.о, г. Сургут, улица Привокзальная, дом 23

GPS: 61.289815 , 73.323672

Мозаики известного художника Г. В. Черёмушкина стали украшением фасада и внутренних стен вокзала Сургута 80-х годов. Город вырос и находится в ожидании нового здания вокзала.

Сургутский архитектурный шедевр

Через железнодорожную станцию Сургут ежедневно следует порядка 700 тысяч пассажиров. На протяжении многих лет их встречал и провожал светлый вокзал из стекла и бетона с мозаиками, посвященными богатствам сургутской земли, яркий образец советского модернизма.

Железнодорожная станция Сургут

Железнодорожная станция Сургут

В 1961 году, после того как открыли Усть-Балыкское месторождение, необходимо было связать железной дорогой Сургут с «большой землей». В декабре 1963 года Совет Министров СССР предложил возвести железнодорожную и автомобильную дорогу Тюмень — Тобольск — Сургут. Строительство железнодорожной магистрали было объявлено Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. В 1969 году от Тобольска в сторону Сургута, а в 1970 году — от берегов Юганской Оби в сторону Тобольска начали укладывать полотно. Наряду с гражданскими строительными организациями в прокладке путей помогли и военные — 19-я отдельная железнодорожная бригада Министерства обороны СССР. Уже в 1973 году по рельсам, проложенным до Юганской Оби, начали приходить первые грузы для промышленных предприятий Сургута. В январе 1974 года стали поступать промышленные и продовольственные товары для жителей города и района.

Группа строительного отряда автомобилистов. 1975 г.

Открытие грузового движения до Сургута. 1975 г.

Железнодорожный переход через Обь строили три подразделения управления «Тюменьстройпуть». В апреле 1971 года для этого создали Мостоотряд-29. В октябре 1971 года строители Мостоотряда-80 погрузили первые сваи под береговую опору моста. Бригада верхолазов Мостоотряда-15 под руководством кавалера орденов Ленина и Трудовой Славы А. Лавриненко 8 июля 1975 года завершила монтаж пролетных мостовых конструкций. На момент постройки мост стал одним из крупнейших в Европе и третьим по протяженности в СССР. Его длина составляет 1 927 метров.

Железнодорожный мост в Сургуте. 1975 г.

Железнодорожный мост в Сургуте. 1979 г.

Когда железнодорожный мост приняли во временную эксплуатацию 5 августа 1975 года, в город пришел первый рабочий поезд. В составе, который вел машинист Вячеслав Щербаков, находилось 50 вагонов с грузом в четыре тысячи тонн. Люди встречали поезд овациями и цветами. В том же году 6 ноября в Сургут прибыл первый пассажирский поезд, им управлял машинист Геннадий Ополев.

Ханты беседуют с машинистами поезда. 1979 г.

Первый поезд железной дороги «Тюмень-Сургут». 1975 г.

Пока прокладывали железную дорогу, строили и железнодорожную станцию Сургут. На этом объекте тогда трудились 195 человек, 120 из них были в возрасте 30 лет. В 1971 году начали строить временный поселок железнодорожников, который впоследствии вырос в большой микрорайон города. Проложили подъездные пути от станции до речного порта и ГРЭС. В 1978 году железнодорожная станция Сургут официально открылась. Тогда же создали Сургутское отделение Свердловской железной дороги, первым начальником которого стал А. А. Боков. Сегодня железнодорожное хозяйство Сургута, помимо станционных сооружений, включает эксплуатационное локомотивное депо ТЧЭ-18, вагонное эксплуатационное депо ВЧДЭ-20, Сургутскую дистанцию пути ПЧ-31, Сургутскую дистанцию электроснабжения ЭЧ-13, Сургутскую дистанцию СЦБ ШЧ-20, путевую машинную станцию ПМС-254.

Трудящиеся железнодорожного вокзала

Анатолий Александрович Боков

До 1988 года сургутский железнодорожный вокзал ютился в стенах невзрачного деревянного сооружения. Новое здание вокзального комплекса отличалось размерами, занимая площадь почти в шесть тысяч квадратных метров. Здесь разместился кассовый зал, два зала ожидания, комнаты отдыха для пассажиров, ресторан и багажное отделение. Автор проекта — новосибирец, ныне заслуженный архитектор России Владимир Петрович Авксентюк, который разработал проекты всех крупных вокзалов на ветке Тюмень — Тобольск — Сургут — Нижневартовск, выдержанные в единой стилистике. На привокзальной площади Сургута находится памятник первому поезду, представленный тем самым тепловозом, который привел этот поезд на станцию в 1975 году.

Владимир Петрович Авксентюк

Железнодорожная станция Сургут

Железнодорожная станция Сургут

Здание вокзала 1980-х годов было образцом советского модернизма, формируя, по словам архитектора, «образ динамичного растущего города». Оно удачно вписалось в сложный рельеф станции. Как и в случае с Тобольском, был использован перепад уровней, который поделил пространство вокзала на две части. В нижней части находилась входная зона и кассы. В верхней — залы ожидания, расположенные на уровне первой платформы. Выполненный из стекла и бетона вокзал был обращен стеклянным фасадом на перрон. Благодаря сплошному остеклению, ночью фасад освещал перрон, а днем естественный свет проникал во внутренние помещения.

Железнодорожные пути

 Фасады здания и интерьеры украшали мозаики известного советского художника-монументалиста Германа Вячеславовича Черёмушкина. На фасаде со стороны перрона разместили четыре мозаики — «Тайга», «Нефть», «Энергия», «Вода», изображающие основные богатства сургутской земли. Со стороны привокзальной площади мозаики посвящены освоению Севера: на них изображены нефтяные вышки, корабли, церковь и символы геологической науки. Внутри вокзала установили двустороннее панно. С одной его стороны изображена карта города, где из лесов, окружающих Сургут, выглядывает разнообразное зверье, а из рек — мифические русалки. С обратной стороны — картина с буровыми вышками, нефтепроводами, геологами и зайцами.

Герман Вячеславович Черемушкин

Мозаика над входом в вокзал

Мозаика над входом в вокзал

Сегодня с вокзала Сургута идут поезда дальнего следования на север — в Ноябрьск и Новый Уренгой, на восток — в Нижневартовск, Омск и Новосибирск, на юг и запад — в Тобольск, Тюмень, Челябинск, Уфу, Волгоград, Сочи, Екатеринбург, Казань и Москву. В 2021 году из-за того, что существовавшее вокзальное сооружение стало недостаточным для возросшего пассажиропотока и не соответствовало ряду современных требований, его решили снести, а на этом месте к 2025 году возвести новый современный вокзальный комплекс. Проектом предусмотрено, что его площадь будет в два раза превосходить прежний вокзал, и что он станет более удобным для людей с колясками. Сохраненные мозаики Германа Черёмушкина планируется перенести на фасады нового вокзального здания.

Проект реконструкции железнодорожной станции

Источник: © Без формата – мультирегиональный агрегатор новостей

Источник: © Яндекс Карты — транспорт, навигация, поиск мест

Источник: © Retro View of Mankind's Habitat

Источник: © Фотобанк Triptonkosti

Источник: © Информационный портал «Заметки путешественника»

Источник: © «Дзен» - платформа для просмотра и создания контента

Источник: © Подсмотрено - новостной портал городов России

Источник: © Без формата – мультирегиональный агрегатор новостей

Источник: © Социальная сеть «Вконтакте»

Источник: © Государственный каталог музейного фонда РФ

Источник: © Государственный каталог музейного фонда РФ

Источник: © Государственный каталог музейного фонда РФ

Источник: © Государственный каталог музейного фонда РФ

Источник: © Государственный каталог музейного фонда РФ

Источник: © Земляки - народный интернет-портал

Источник: © «Дзен» - платформа для просмотра и создания контента

Источник: © Сайт Сергея Клисунова

Источник: © «2 ГИС» - международная картографическая компания

Похожие места

Городской железнодорожный вокзал Рязани

Мало кто знает, что Казанский железнодорожный вокзал в Москве ранее назывался Рязанским, а направление строящейся железной дороги первоначально планировалось как Саратовское. В 1865 году, когда открылось регулярное сообщение от Москвы до Рязани, дорога занимала 8 часов 30 минут.

Павелецкий вокзал

Был построен в Москве к 1900 году. Свое название он получил от села Павелец Рязанской губернии.

Железная дорога и вокзал

Станция «Усолье-Сибирское» стала неотъемлемой частью развития региона и способствовала промышленному росту. Восстановленный в своём первоначальном виде вокзал в 1980-е годы был не только историческим памятником, но и важным узлом для пассажирских перевозок.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!