Вокзал Борисоглебска

Время прочтения: мин.

ул. Первомайская, д. 92

GPS: 51.357019 , 42.091375

Трёхэтажное кирпичное здание вокзала, украшенное элементами модерна, русского стиля и классицизма, было построено по проекту московского архитектора М. А. Арсеньева в начале 1870-х годов. Сейчас это памятник истории, градостроительства и архитектуры регионального значения.

История

Борисоглебское земство получило разрешение на строительство первой линии железной дороги по линии Грязи — Борисоглебск в 1868 году. Тремя годами позже была открыта вторая линия, Борисоглебск — Царицын. Трёхэтажное кирпичное здание вокзала построено в начале 1870-х годов по проекту московского архитектора М. А. Арсеньева 1869 года и вошло в эксплуатацию в 1871 году. Южный фасад здания выходит на железнодорожные пути, северный обращен к привокзальной площади. Фасады здания украшены элементами модерна, русского стиля и классицизма. По словам П. П. Семёнова-Тян-Шанского, станция Борисоглебск считается одной из самых красивых среди станций Юго-Восточных железных дорог. На первом этаже был расположен вестибюль, по одну сторону которого находились зал ожидания и помещения для пассажиров I и II классов, по другую — III класса. С каждой стороны были отдельные выходы на платформу. 


Чертежи здания вокзала

Таким образом получалась анфилада пассажирских залов, в которой вестибюль обслуживал все группы пассажиров и в то же время их разделял, чтобы представителям первого класса было комфортнее. В правом крыле располагалась дамская комната, а в левом — багажная комната и телеграф. В 1871–1893 годы в здании вокзала находилось управление Грязе-Царицынской железной дороги, затем — Северное управление Общества Юго-Восточных железных дорог. В конце XIX — начале ХХ века здесь размещалось также двуклассное училище Юго-Восточной железной дороги.


Вокзал Борисоглебска. 1904-1917 гг.

К началу ХХ века станция отгружала свыше 5 млн пудов груза, в основном хлеба и масляничных семян, и 4,5 тысячи голов скота. Основными направлениями следования пассажиров от станции Борисоглебск являются Москва, Санкт-Петербург, Волгоград. В 1994 году Борисоглебский вокзал получил статус памятника истории, градостроительства и архитектуры регионального значения.


Также в комплекс железнодорожной станции входил ряд построек, из которых несколько сохранилось до наших дней и имеют статус охраняемых объектов регионального значения. Это контора железнодорожной станции конца XIX — начала ХХ века (ул. Первомайская, 108), железнодорожная баня 1873 года (ул. Первомайская, 86), казармы железнодорожных рабочих конца XIX — начала ХХ века (ул. Первомайская, 70), магазин конца XIX века (ул. Первомайская, 71), железнодорожные медицинские службы 1870 года (ул. Первомайская, 88) и комплекс из двух зданий железнодорожной больницы 1870 года — стационара и амбулатории (ул. Гагарина, 77 / ул. Пешкова, 14), контора товарной станции (ул. Первомайская, 108), техническое железнодорожное училище конца XIX века (ул. Первомайская, 66). 

Железнодорожный вокзал станции Борисоглебск. Воронежская область

Последнее здание связано с именем Героя Советского Союза В. А. Середина (1917–1945): здесь он учился, позднее работал электросварщиком на Борисоглебском вагоноремонтном заводе (позднее «Борисоглебский завод химического машиностроения»). На привокзальной площади в 1961 году установлен памятник Максиму Горькому в память о его пребывании в Борисоглебске. Здесь же (ул. Первомайская, 79) расположен дом Юмашевой, в котором писатель снимал комнату.


Вид на железнодорожный вокзал Борисоглебск и памятник М. Горькому. Воронежская область

Похожие места

Историческая справка по истории железнодорожной станции

Станция «Рославль» была открыта в 1868 г. и стала частью Орловско-Витебской железной дороги. Вскоре был построен вокзал с железнодорожным училищем.

Железнодорожная станция Оренбурга

Один из важнейших железнодорожных узлов России был построен в Оренбурге по проекту генерал-губернатора Николая Крыжановского в 1876 году. Историческое здание вокзала соединяет в себе разные стилевые мотивы.

Историческая справка о железнодорожной станции Котельнич-1

Котельнич стал важным транспортным узлом в начале XX века с приходом железной дороги, соединяющей Санкт-Петербург, Вологду и Вятку. Станция Котельнич-1, построенная в 1905 году и реконструированная в 2005 году, продолжает оставаться ключевой на Горьковской железной дороге и Транссибирской магистрали.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!