GPS: 43.195528 , 44.546826
История железнодорожной станции Беслан восходит к периоду строительства в начале 1870-х годов Ростово-Владикавказской дороги. Проектировщики выбрали для прокладки трассы район села Тулатово из-за его удобного расположения в центральной части предгорной зоны Северного Кавказа.
12 августа 1875 года завершилось строительство последнего участка от станции Прохладной до Владикавказа. На этом отрезке появились станции Котляревская, Эльхотово, Дарг-Кох и Беслан. Далее железная дорога поворачивала к Главному Кавказскому хребту и шла к Владикавказу.
Минераловодская ветвь Владикавказской железной дороги
После пуска линии Ростов — Владикавказ планировалось вести дорогу дальше, в Закавказье, однако прошло немало времени, прежде чем планы акционеров осуществились.
К прокладыванию ветки Беслан — Грозный — Петровск приступили в начале 1890-х годов. Писатель Максим Горький, в течение нескольких месяцев работавший ночным сторожем на станции Беслан, посвятил этому сюжету несколько рассказов и очерков. В 1894 году железная дорога соединила центральную часть империи с Закавказьем. Оживлению железнодорожной отрасли немало способствовал нефтяной бум, связанный с освоением Грозненских нефтепромыслов. Прибыльная и успешная Владикавказская дорога одной из первых перешла на отопление паровозов нефтью.
А. М. Горький
В начале ХХ века станцию Беслан реконструировали. Её перевели на грузовые перевозки, а для пассажирских поездов построили обводной путь. Рядом со станцией появились паровозное депо с мастерскими, водоёмные здания, дом для паровозных бригад и двухэтажное общежитие.
В 1918 году Владикавказская железная дорога была национализирована и перешла в ведение Наркомата путей сообщения под названием Северо-Кавказской. По окончании Гражданской войны работники железнодорожного узла регулярно устраивали субботники и на безвозмездной основе ремонтировали скопившиеся на путях локомотивы и вагоны.
Субботник на станции Владикавказ. 1920 г.
В годы Великой Отечественной войны работа станции Беслан полностью подчинялась потребностям фронта. Через неё перебрасывались войска и техника, перевозились группы эвакуированных, оборудование, целые предприятия. В здании вокзала размещались командный пункт и личный состав 46-го ордена Красного Знамени бронепоезда НКВД, державшего оборону железнодорожного участка Беслан — Орджоникидзе.
В послевоенные годы развернулся процесс восстановления и обновления железнодорожной инфраструктуры: в эксплуатацию вводилась более современная техника, улучшалась система безопасности движения, сигнализации и связи, увеличивалась скорость движения поездов, совершенствовалось качество пассажирских перевозок.
Помимо ежегодного роста пассажиропотока наращивались объёмы грузоперевозок. Вскоре они составляли от 1,8 до 2 миллионов тонн грузов в год. На постоянно модернизируемой станции заработал вагоноремонтный пункт, открылись мастерские по ремонту мощных подъёмных кранов.
Здание железнодорожного вокзала г. Беслана. 1997 г. Автор фото М. П. Колесников
Пассажирские маршруты функционировали на трёх направлениях: Москва, Баку, Владикавказ. До кризиса 1990-х годов количество перевозимых пассажиров росло с каждым годом.
Сегодня Беслан — крупнейший транспортный узел, пропускающий огромный поток транзитных пассажирских и грузовых поездов между европейской частью России и южным Кавказом.
Поскольку в работе железнодорожной сети занято более 9% жителей Беслана, её по праву считают градообразующей отраслью. Помимо того, что станция имеет важное стратегическое значение, она также играет большую роль в развитии туризма.
Вокзал Беслана
Сегодня Беслан — узловая станция Минераловодского региона Северо-Кавказской железной дороги, от которой ведёт 23-километровая тупиковая ветка к Владикавказу.
Вокзал Беслана начали строить значительно позднее пуска Ростово-Владикавказской железной дороги и завершили лишь к 1897 году. Строение располагается немного южнее станции и железнодорожных путей.
Здание, выполненное в «кирпичном стиле» эпохи эклектики, сохранилось почти в первозданном виде. Внушительное (по тем временам) разноуровневое сооружение из тёмно-красного кирпича имеет симметричную композицию с центральной частью, двумя крыльями и торцевыми фрагментами. Центральную часть венчает высокий гранёный купол. Здесь находился главный зал со входами с фасадной стороны и с перрона. Его верх с аттиковым ярусом венчал высокий гранёный купол, завершавшийся коротким ярусом с пологим шатром. Под карнизом имелись три арочных окошка. Два крыла слева и справа венчала двускатная крыша, а двухэтажные торцевые части здания — четырёхскатная. Здание прорезали высокие арочные окна с лучковыми перемычками и замками. Идущие от подоконных полок пилястры плавно переходили в карнизный фриз. Первоначально на купольной крыше и крыльях находились круглые люкарны и чердачные слуховые окна, а торцевые части венчали треугольные бортики. Но в результате неоднократно проводимых ремонтных работ и реконструкций они не сохранились.
Вокзал Беслана
В центральной части находились вестибюль и служебные помещения (касса, багажное отделение, телеграф). В одном крыле располагался пассажирский зал первого класса в другом — второго, каждый со своим буфетом. В торцевых частях на первом этаже размещались вокзальные помещения, а на втором — служебные квартиры сотрудников.
Сегодняшний вокзал Беслана предлагает пассажирам современный уровень комфорта: залы ожидания, табло с расписанием, кассы, камеры хранения, кафе. Фасадом здание выходит на привокзальную площадь — исторический центр города. В центре площади — мемориал героям Революции и Великой Отечественной войны, а также памятник основателю города. К ней примыкает Георгиевский храм, вокруг которого вырос Успенский монастырь. На площади всегда оживлённо: отсюда отходят многочисленные автобусы и маршрутные такси. Здание считается архитектурным украшением Беслана и входит в список объектов культурного наследия.
Мемориал героям Революции и Великой Отечественной войны
Георгиевский храм
Здание бесланского вокзала, эксплуатируемое уже более 125 лет, сохраняет аутентичные черты с незначительными изменениями. Оно считается одним из главных архитектурных украшений города и включено в список объектов культурного наследия.