Историческая справка о городской железнодорожной станции и вокзале

Время прочтения: мин.

Тверская обл, г. Осташков, улица Привокзальная

GPS: 57.134110 , 33.124745

В 1907 году в Осташкове была открыта железнодорожная станция. Здание вокзала после войны оформили в стиле сталинского ампира. Сейчас отсюда можно отправиться на экскурсию в ретропоезде «Селигер».

Здание в стиле «кирпичной северной готики»

На железнодорожной станции в Осташкове был сооружен одноэтажный кирпичный вокзал по типовому проекту для Бологое-Полоцкой дороги архитектора Станислава Воловского. Симметричный фасад здания делился на пять частей с возвышающимся центральным ризалитом, в котором располагался вход. Фасад здания был оформлен в стиле «кирпичной северной готики»: облицован красным кирпичом с узорной кладкой, над крышей возвышались многочисленные башенки. 

Вокзал Осташкова. 1905-1910 гг.

В комплексе с вокзалом возводилась водонапорная башня с водокачкой, веерное депо, здание ватерклозета и керосиновый погреб, склады. Позднее при станции была открыта участковая больница. Еще до открытия станции здание вокзала успело пострадать от пожара, но было отстроено заново.

Водонапорная башня

План паровозного депо. 1902-1906 гг.

В годы Великой Отечественной войны вокзал и многие станционные постройки подверглись сильным разрушениям. Вокзал был реконструирован и оформлен в стиле сталинского ампира. Фасад здания утратил многие архитектурные украшения, был отштукатурен, и лишь его очертания и объемы напоминают предыдущее строение. На привокзальной площади разместился памятник уроженцу Осташкова Герою Советского Союза Константину Сергеевичу Заслонову.

Вокзал Осташкова. 1960-1970 гг.

Памятник Константину Заслонову

От инфраструктуры старой станции до наших дней без изменений дошли краснокирпичные керосиновый погреб, водонапорная башня и водоподъемное здание на берегу Селигера, здание ватерклозета, паровозная гидроколонка, действующая до сих пор, и старинные стрелочные ручные переводы с фонарями-флюгарками. До 2000 года функционировало локомотивное депо. Изначально оно состояло из двух веерных корпусов с поворотными кругами перед ними. Оба веерных крыла соединялись между собой корпусом мастерских. Одно из крыльев было уничтожено во время войны, не сохранились и поворотные круги. О торговом значении станции Осташков напоминают сохранившиеся здания складов и старинный деревянный пакгауз с погрузочной площадкой.

Керосиновый погреб

Водонапорная башня

В настоящее время движение поездов на станции осуществляется на участке Бологое — Соблаго, линия не электрифицирована, перевозки производятся на тепловозах.

Железнодорожная станция «Осташков»

С 2018 года между станциями Осташков и Бологое по выходным дням курсирует туристический ретропоезд «Селигер» на паровой тяге, делая получасовую остановку на станции Куженкино для экскурсии по сохранившемуся станционному комплексу начала XX века.

Ретропоезд «Селигер»

Похожие места

Историческая справка о городской железнодорожной станции

Проект строительства железной дороги через Вельск был инициирован в 1860-х годах, но начался только в конце 1920-х годов, завершившись в 1942 году. В результате железная дорога, возведённая в тяжёлых условиях, стала важным экономическим и военно-стратегическим объектом, а современный вокзал Вельска продолжает служить ключевым транспортным узлом в северной части России.

Ростовская железная дорога и вокзал

Первая железная дорога в России, построенная без привлечения иностранных инвестиций, была закончена в рекордные два года. Тогда же, в 1870 году, сюда отправился поезд из Москвы

Вокзал Майкопа

Идеи провести железную дорогу до Майкопа и построить вокзал возникали задолго до начала строительства. Долгие десятилетия жители безуспешно пытались доказать необходимость дороги. Ее открыли только в 1910 году, построив величественный вокзал.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!