Историческая справка о городской железнодорожной станции и вокзале

Время прочтения: мин.

Республика Дагестан, г. Кизляр, Привокзальная площадь, дом 1

GPS: 43.849616 , 46.700833

Кизлярский железнодорожный вокзал был построен в 1915 г. и с тех пор неоднократно реконструировался. Вокзал является важным транспортным узлом, обеспечивающим железнодорожное сообщение с другими регионами.

История

Железная дорога превратила Кизляр в важный транспортный узел. Несмотря на пережитые страной в ХХ веке войны, которые затронули город, он сумел сохранить этот статус.

Вокзал г. Кизляр

В 1870–1890-е, когда на Северном Кавказе появилась и расширялась сеть железных дорог, Кизляр оставался ею неохваченным. Отсутствие грузового и пассажирского железнодорожного сообщения замедляло экономическое развитие города и региона. Серьезные трудности испытывали такие отрасли, как виноградарство и виноделие, нуждавшиеся в сбыте своей продукции на внутренних рынках страны. К концу XIX столетия расстояние от Кизляра до ближайшей к нему станции Гудермес Беслано-Петровского участка Владикавказской железной дороги, открывшейся в 1893 году, составляло 100 верст.


Владикавказская железная дорога. 1899 год

В начале ХХ века местные власти вновь поставили вопрос о необходимости срочного улучшения транспортного сообщения в регионе. В 1909-м начались изыскательские работы для подготовки строительства железнодорожной ветки от станции Прохладная через Моздок в Кизляр. Работы продолжались около шести лет. Наконец в 1915 году Общество Владикавказской железной дороги объявило о запуске участка от станицы Червленой до Кизляра. Одновременно открылись другие ближайшие к Кизляру станции: Разъезд № 17, Бороздинский и Кочалай. Весной 1916-го железнодорожная магистраль между Гудермесом и Кизляром была полностью введена в эксплуатацию.


Железнодорожная станция Червлёная

Вплоть до 1942 года станция Кизляр Северо-Кавказской железной дороги была тупиковой, небольшой по размеру и состояла всего из двух платформ. Однако после сооружения в наиболее сложный период Великой Отечественной войны нового 80-километрового отрезка пути от Кизляра до Астрахани станция Кизляр была расширена.


Строительство железной дороги Астрахань-Кизляр

Здесь появились дополнительные складские и иные помещения. Станция Кизляр превратилась в стратегически важный транспортный узел, через который в направлении Сталинграда следовали эшелоны с воинскими частями и боеприпасами, а в обратную сторону везли раненых и другие грузы.


После войны станция Кизляр много лет служила транзитным пунктом для грузовых железнодорожных перевозок и поездов дальнего следования по таким маршрутам, как Тюмень — Махачкала, Москва — Махачкала, Москва — Дербент и Грозный — Волгоград, а также обслуживала пригородные поезда. С 1995-го из-за военных действий в соседней Чечне регулярное железнодорожное сообщение в регионе было нарушено. 

Станция Грозный. 1995 г.

В течение двух с лишним лет станция Кизляр оставалась конечной, дальше поезда не ходили. В 1997 году была введена в эксплуатацию линия Кизляр — Бабаюрт — Карланюрт, связавшая Дагестан через Астрахань с внутренними областями России. Из Кизляра снова стало возможным выезжать по железной дороге в Баку, Москву, Грозный и другие города. Станция также принимает и отправляет товарные поезда с грузами.


Вокзал г. Грозный

Здание железнодорожного вокзала в Кизляре выстроили к открытию станции в 1915-м. Имя автора проекта осталось неизвестным. Это было уютное двухэтажное строение с островерхими крышами, облицованное разноцветной плиткой. Своим обликом оно напоминало вокзальную архитектуру российских северных широт. Здание вокзала сохранилось до наших дней практически в первозданном виде, если не брать во внимание смену облицовочного материала и изменения цветовой гаммы в ходе неоднократных реконструкций здания, которому уже более ста лет. 

Вокзал г. Кизляр

Сегодня Кизлярский вокзал, в очередной раз подновленный, выглядит ухоженным. Остается лишь сожалеть, что пассажиры поездов дальнего следования, проезжающие через эту станцию, практически лишены возможности разглядеть здание, поскольку расписание составлено таким образом, что поезда следуют через Кизляр в раннее утреннее либо в ночное время.


Железнодорожная платформа г. Кизляр

Во внутренних помещениях вокзала имеется зал ожидания, справочная служба, комнаты отдыха (включая комнату матери и ребенка), камера хранения и билетные кассы. На примыкающей к станции Привокзальной площади установлен бюст знаменитого полководца времен Отечественной войны 1812 года генерала от инфантерии Петра Ивановича Багратиона — уроженца Кизляра. На Привокзальной площади, помимо магазинов и киосков, находится отделение банка и отель «Кавказ».


Памятник П. И. Багратиону

Похожие места

Вокзал Якутска. Путь через реку

Разговоры о строительстве железной дороги в Якутске ведутся с начала XX века, но планы до сих пор не реализованы. Сообщение организовано автомобильным, речным и воздушным транспортом.

Железнодорожная станция Саранска

Первый железнодорожный вокзал появился в Саранске в 1890-х годах. В 1941 году построили новое здание в стиле постконструктивизма. Современный вокзал открыт в 2009 году и выдержан в традициях неоклассицизма.

Приход долгожданного железнодорожного сообщения в Углич

Станция Углич замыкает участок Октябрьской железной дороги. Здесь находится поезд-памятник ЭМ 727-57, который выполнял задачи Северного фронта в годы ВОВ.

Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!