GPS: 57.671537 , 63.044647
Появление железнодорожной станции Ирбит стало возможным благодаря строительству Северо-Восточной Уральской железной дороги. Оно шло в период с 1914 по 1916 год. Вела эта дорога из Екатеринбурга в Тавду.
В конце XIX века в России активно строились железные дороги. Ещё с 1860-х годов велось обсуждение прокладки путей через Ирбит. В начале 1880-х годов к этому подошли ближе всего — был разработан план строительства железной дороги Нижний Тагил — Ирбит — Тобольск. Ярмарка в Ирбите склоняла чашу весов в пользу этого проекта. Но возникший кризис ярмарочной торговли привёл к принятию другого решения, а именно строительства магистрали Екатеринбург — Тюмень (1883–1885), где станция Ирбит не предусматривалась.
Свою роль в появлении железной дороги в Ирбите сыграл Дмитрий Иванович Менделеев. В 1899 году он приехал на Урал для изучения металлургии, горного дела и лесного хозяйства. В ходе работы стало очевидно, что горнозаводским предприятиям необходимо больше топлива. Принимая во внимание эти доводы, в 1900 году Департамент железнодорожного строительства Министерства путей сообщения принял решение о строительстве железнодорожной линии Невьянск — Алапаевск — Ирбит — река Тавда. Это решение обрадовало ярмарочный комитет. Его глава направил в министерство предложение о возможном привлечении частного капитала для строительства этой дороги в случае трудностей с казённым финансированием.
Д. И. Менделеев, русский химик, создавший Периодическую систему химических элементов в 1869 г.
Принятие решения долго откладывалось вплоть до 1910 года, когда проект снова был рассмотрен и наконец принят. Акционерное общество Северо-Восточной Уральской железной дороги было утверждено в 1911 году Николаем II. Финансирование строительства дороги осуществлялось с привлечением нескольких банков. Контракт подписали в 1912 году, к строительству приступили в 1913 году. К открытию зимней Ирбитской ярмарки 1916 года было запущено пассажирское сообщение с Екатеринбургом.
Николай II (Романов)
Построенное в 1915 году здание вокзала выполнено в стиле неоклассицизма. Симметричное строение украшено портиками с четырьмя полуколоннами. Даже проехавшие по городам всего Восточного Урала пассажиры не встретят второй такой вокзал. Сегодня это здание существует в первоначальном виде, его недавно отремонтировали, но не перестраивали. Рядом с вокзалом находится привокзальная площадь. Здесь планируется установить бюст Ивана Александровича Лопаткова — ирбитского городского головы, председателя ярмарочного комитета, добившегося проведения в городе железной дороги.
Городской голова Ирбита И. А. Лопатков
Ирбит. Здание железнодорожного вокзала. Середина XX в.
В настоящий момент железнодорожная станция Ирбит относится к Свердловской железной дороге. Действует регулярное пассажирское сообщение. Ирбит — одна из промежуточных станций на пути следования поезда Екатеринбург — Устье-Аха. Также здесь останавливается пригородный поезд Егоршино — Тавда. В августе 2023 года акционерным обществом «Свердловская пригородная компания» по случаю Ирбитской ярмарки запущен туристический поезд. Он носит название «Ирбитский экспресс» и ходит по маршруту Екатеринбург — Ирбит. Один вагон, рассчитанный на 60 посадочных мест, оснащён комфортабельными креслами с регулируемым наклоном спинок сидений. Пассажиры экспресса в пути имеют возможность посмотреть фильмы, рассказывающие об истории Ирбитского района и местной ярмарки.