GPS: 43.801567 , 131.980814
Материалы подготовлены ИРИ РАН
Сегодня Уссурийск — одна из 12 узловых станций с депо Дальневосточной железной дороги, самой восточной части Транссиба. Станция связана пригородным сообщением с Владивостоком, тут останавливаются все проходящие пассажирские и скорые поезда.
Железнодорожный вокзал «Уссурийск»
Строить самую протяженную в мире Транссибирскую железную магистраль, связавшую европейскую Россию с крупнейшими восточносибирскими и дальневосточными городами, начали в 1891 году. Возводили ее с двух концов: от Челябинска на восток и от Владивостока на запад. В мае 1891 года с участием наследника-цесаревича состоялась торжественная закладка трассы от Владивостока, одновременно началось встречное строительство со стороны Никольского (точнее — от находившегося по соседству с ним поселка Кетрицево).
Закладка трассы от Владивостока. 1891 г.
Стройка не заняла много времени — уже в сентябре 1893 года по построенному под руководством инженера Александра Ивановича Урсати 102-верстному перегону сюда прибыл первый состав из Владивостока. Местный журналист писал: «И наши веси огласились свистком паровоза… Как-то не верится даже, что поезд прикатил из Владивостока за пять часов, тогда как прежде самая быстрая безостановочная езда была целые сутки, а были примеры, что и в неделю еле добирались».
Станция «Никольское». 1893 г.
В следующем году закончили однопутный перегон от Кетрицево (с 1907 года станция стала называться Никольск-Уссурийский) до станции Муравьев-Амурский (ныне — Лазо), а в 1900 году — до Гродеково (ныне — Пограничное). На 1913 год общая протяженность Уссурийской железной дороги, соединившей Хабаровск с Владивостоком, составляла 964 километра. В 1895 году в Кетрицево заработали ее главные мастерские. Для них был построен кирпичный корпус, в котором поначалу размещались три цеха — паровозосборочный, токарно-колесный и кузнечно-литейный; рабочих было порядка 350 человек. В 1936–1940 годах по всей линии Владивосток — Хабаровск проложили второй путь, а станцию Ворошилов-Уссурийский модернизировали в соответствии с требованиями военных.
Железнодорожный вокзал «Уссурийск». 1922 г.
Первый, скромный по размерам одноэтажный каменный вокзал на станции Кетрицево появился в 1893 году, постройка сохранилась по современному адресу проспект Блюхера, 5А. В 1910 году вокзал переехал в новое, более просторное двухэтажное здание, возведенное по проекту владивостокского архитектора Владимира Антоновича Плансона. В нем был ресторан и залы ожидания для пассажиров разных классов, интерьеры отличала роскошная отделка.
Станция «Никольское-Уссурийский». 1918–1922 гг.
Железнодорожный вокзал «Уссурийск»
После многочисленных реконструкций советских лет здание вокзала сохранило лишь форму, его фасады кардинально изменились. В послевоенные годы на привокзальной площади разбили сквер.
Источник: © Информационный портал «Заметки путешественника»
Источник: © «2 ГИС» - международная картографическая компания
Источник: © «2 ГИС» - международная картографическая компания
Источник: © Cетевое сообщество LiveJournal
Источник: © Retro View of Mankind's Habitat
Источник: © Проект «Страна Болгария»
Источник: © Retro View of Mankind's Habitat