Историческая справка о городском железнодорожном вокзале

Время прочтения: мин.

Краснодарский край, Кавказский район, г. Кропоткин, Привокзальная площадь, дом 1

GPS: 45.435306 , 40.571269

Станция Кавказская — визитная карточка города, важный транспортный узел на пересечении больших дорог. Самый большой и красивый вокзал Краснодарского края выглядит монументально и празднично, напоминая дворец с башенками и галереями.

История

Судьбу города Кропоткина (ранее — хутора Романовского) всегда определяло его положение: с самого начала существования он находился на пересечении больших дорог, соединявших важные государственные центры.

Одной из них стала железная дорога, проложенная на частные средства созданного в 1872 году акционерного общества Ростово-Владикавказской железной дороги. Акционерами стали, в числе прочих, крупный промышленник и банкир Алексей Иванович Путилов, предприниматель и финансист Александр Иванович Вышнеградский и даже члены царской семьи, а также многие представители аристократии. Однопутная линия Ростов-на-Дону — хутор Романовский — Владикавказ открылась в 1875 году, ее длина составляла 700 километров.


Александр Иванович Вышнеградский

Железнодорожная станция «Владикавказ». 1885 г.

Управление Владикавказской дороги одним из первых в стране стало использовать нефть как топливо для паровозов. Это объяснялось наличием расположенных недалеко от нее нефтяных месторождений, что делало дешевой добычу нефти и доставку ее к трассе. 

Нефтеперерабатывающий завод в Грозном XIX в.

Через десять лет после открытия общество приобрело для Владикавказской железной дороги 80 американских паровозов передовой конструкции, приспособленных для эксплуатации в гористой местности. Со временем на дороге возвели несколько десятков депо, в Новороссийске на средства общества построили первый в России и крупнейший в Европе механизированный элеватор, проложили нефтепроводы в Новороссийске и Грозном, возвели 30 нефтехранилищ, грузовые пристани на Черном море. У общества был собственный нефтеналивной флот и пароход-ледокол. На средства Владикавказской железной дороги в 23 железнодорожных начальных училищах обучались 5 600 детей железнодорожников, и одно из самых первых открылось в 1886 году на хуторе Романовском.


Ледокол «Гайдамак»

  1. Нефтеналивной причал
  2. Нефтехранилища. 1838 г.
  3. Элеватор. 1838 г.
  4. Порт

Первый поезд от станции Кавказская (имя она получила по названию соседней станицы, выделившей землю под строительство) в Романовском хуторе отправился 18 июня 1874 года. 


Станция «Кавказская». 1874 г.

Станция «Кавказская» 1975-1979 гг.

Нынешнее здание вокзала возведено в 1903–1905 годах. Это самый большой и самый красивый вокзал всего Краснодарского края. Сложенное из темно-красного кирпича здание имеет двухэтажную центральную часть и одноэтажные боковые. Оно выглядит монументально и празднично, напоминая крепость-дворец со множеством башенок, переходов и галерей. Здание было почти полностью разрушено в годы войны, однако по ее окончании вокзал восстановили в прежнем виде, он вновь открылся в 1949 году. Поражают красотой и оригинальностью отделки и интерьеры здания. Первозданный облик сохранила южная часть вокзала. Здесь под крышей можно увидеть дореволюционные кованые виньетки. Сейчас на площади перед вокзалом разбит великолепный сквер с вечнозелеными деревьями и яркими цветниками. Дворцовый стиль вокзального здания подчеркивает грандиозный многоярусный фонтан в центре площади.


Фонтан перед вокзалом

Железнодорожная станция «Владикавказ»



Похожие места

Железнодорожная станция Йошкар-Ола

Железная дорога пришла в Йошкар-Олу в конце 1920-х. Но еще в сентябре 1905 года царевококшайское земство признало желательным проведение железной дороги от Казани через Царевококшайск на Яранск и Котельнич до соединения с Северной железной дорогой.

Киевский вокзал

Один из самых величественных в столице. Построенный в стиле неоклассицизма в начале ХХ века, он составляет архитектурный ансамбль с находящимся рядом Бородинским мостом.

Городской железнодорожный вокзал Рязани

Мало кто знает, что Казанский железнодорожный вокзал в Москве ранее назывался Рязанским, а направление строящейся железной дороги первоначально планировалось как Саратовское. В 1865 году, когда открылось регулярное сообщение от Москвы до Рязани, дорога занимала 8 часов 30 минут.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!