Грязовецкая роспись

Время прочтения: мин.

Собственный стиль росписи по дереву в Грязовце начал формироваться в XVII веке. Фоном выбирался чаще всего зелёный или голубовато-зелёный цвет. В цветочных рисунках преобладали красный, синий и жёлтый цвета, использовалось сусальное золото. Встречались изображения львов и коней.

История

На рубеже XV–XVI веков на Европейском Севере зарождается уникальная живописная традиция. Её влияние отчетливо прослеживается в народной живописи. Уже в XVII веке в Грязовце появляется собственный стиль росписи по дереву с характерной палитрой цветов, композицией и особенностями письма. 


В XIX веке крестьянские дома изобиловали предметами, украшенными росписью. Её наносили на кухонную утварь и орудия труда (прялки, вальки, трепалки и т.п.). Грязовецкие прялки можно отнести к особым произведениям русского народного искусства. Они имели характерный для этой местности вид, часто их покрывали росписью.


Прялка корневая грязовецкого типа. Конец XIX - начало XX вв.

Прялка изготавливалась из цельного куска дерева. Массивная ножка прялки шла сразу от корневого донца. Вверху она сужалась и оканчивалась небольшой лопастью. Лопасть прялки часто украшалась клиновидной резьбой в виде лучистых розеток и полуразеток, которая дополнялась геометрическими узорами. Ножки украшались сквозной резьбой, образующей живописную декоративную композицию, в которой лунницы, ромбы, квадраты, петлеобразные фигуры сменялись пышными барочными завитками в стилистике русского искусства XVIII века.


Прялка вологодская (грязовецкая). XIX в.

Уникальная форма и техника украшения грязовецких прялок позволила выделить их в особый тип и назвать «прорезными». Ещё большую уникальность придаёт прялкам самобытная роспись. Цветочные композиции в оттенках красного, жёлтого или синего цветов располагались на зелёном или голубовато-зелёном фоне. Сложный цветочный орнамент дополняли изображения золотых львов и коней. Техника изображения была во многом схожа с техникой иконописи. При нанесении росписи мастера использовали сусальное золото. В некоторых случаях его наносили под фоновый зелёный цвет, что придавало фону свечение. Другим вариантом было нанесение поверх фона. Тогда краски цветочного орнамента получались глубже.


Прялка корневая грязовецкая. XIX в.

Уникальная форма и техника украшения грязовецких прялок позволила выделить их в особый тип и назвать «прорезными». Ещё большую уникальность придаёт прялкам самобытная роспись. Цветочные композиции в оттенках красного, жёлтого или синего цветов располагались на зелёном или голубовато-зелёном фоне. Сложный цветочный орнамент дополняли изображения золотых львов и коней. Техника изображения была во многом схожа с техникой иконописи. При нанесении росписи мастера использовали сусальное золото. В некоторых случаях его наносили под фоновый зелёный цвет, что придавало фону свечение. Другим вариантом было нанесение поверх фона. Тогда краски цветочного орнамента получались глубже.


Прялка «грязовецкого» типа. Конец XIX - начало XX вв.

Уникальная форма и техника украшения грязовецких прялок позволила выделить их в особый тип и назвать «прорезными». Ещё большую уникальность придаёт прялкам самобытная роспись. Цветочные композиции в оттенках красного, жёлтого или синего цветов располагались на зелёном или голубовато-зелёном фоне. Сложный цветочный орнамент дополняли изображения золотых львов и коней. Техника изображения была во многом схожа с техникой иконописи. При нанесении росписи мастера использовали сусальное золото. В некоторых случаях его наносили под фоновый зелёный цвет, что придавало фону свечение. Другим вариантом было нанесение поверх фона. Тогда краски цветочного орнамента получались глубже.


Прялка корневая грязовецкого типа. Конец XIX - начало XX вв.

Уникальная форма и техника украшения грязовецких прялок позволила выделить их в особый тип и назвать «прорезными». Ещё большую уникальность придаёт прялкам самобытная роспись. Цветочные композиции в оттенках красного, жёлтого или синего цветов располагались на зелёном или голубовато-зелёном фоне. Сложный цветочный орнамент дополняли изображения золотых львов и коней. Техника изображения была во многом схожа с техникой иконописи. При нанесении росписи мастера использовали сусальное золото. В некоторых случаях его наносили под фоновый зелёный цвет, что придавало фону свечение. Другим вариантом было нанесение поверх фона. Тогда краски цветочного орнамента получались глубже.


Прялка корневая грязовецкого типа. Начало XX в. 

Уникальная форма и техника украшения грязовецких прялок позволила выделить их в особый тип и назвать «прорезными». Ещё большую уникальность придаёт прялкам самобытная роспись. Цветочные композиции в оттенках красного, жёлтого или синего цветов располагались на зелёном или голубовато-зелёном фоне. Сложный цветочный орнамент дополняли изображения золотых львов и коней. Техника изображения была во многом схожа с техникой иконописи. При нанесении росписи мастера использовали сусальное золото. В некоторых случаях его наносили под фоновый зелёный цвет, что придавало фону свечение. Другим вариантом было нанесение поверх фона. Тогда краски цветочного орнамента получались глубже.


Прялка корневая грязовецкая. XIX в.

Уникальная форма и техника украшения грязовецких прялок позволила выделить их в особый тип и назвать «прорезными». Ещё большую уникальность придаёт прялкам самобытная роспись. Цветочные композиции в оттенках красного, жёлтого или синего цветов располагались на зелёном или голубовато-зелёном фоне. Сложный цветочный орнамент дополняли изображения золотых львов и коней. Техника изображения была во многом схожа с техникой иконописи. При нанесении росписи мастера использовали сусальное золото. В некоторых случаях его наносили под фоновый зелёный цвет, что придавало фону свечение. Другим вариантом было нанесение поверх фона. Тогда краски цветочного орнамента получались глубже.


Прялка «грязовецкого» типа. Конец XIX - начало XX вв.

Уникальная форма и техника украшения грязовецких прялок позволила выделить их в особый тип и назвать «прорезными». Ещё большую уникальность придаёт прялкам самобытная роспись. Цветочные композиции в оттенках красного, жёлтого или синего цветов располагались на зелёном или голубовато-зелёном фоне. Сложный цветочный орнамент дополняли изображения золотых львов и коней. Техника изображения была во многом схожа с техникой иконописи. При нанесении росписи мастера использовали сусальное золото. В некоторых случаях его наносили под фоновый зелёный цвет, что придавало фону свечение. Другим вариантом было нанесение поверх фона. Тогда краски цветочного орнамента получались глубже.


Прялка корневая грязовецкого типа. Конец XIX - начало XX вв.

Уникальная форма и техника украшения грязовецких прялок позволила выделить их в особый тип и назвать «прорезными». Ещё большую уникальность придаёт прялкам самобытная роспись. Цветочные композиции в оттенках красного, жёлтого или синего цветов располагались на зелёном или голубовато-зелёном фоне. Сложный цветочный орнамент дополняли изображения золотых львов и коней. Техника изображения была во многом схожа с техникой иконописи. При нанесении росписи мастера использовали сусальное золото. В некоторых случаях его наносили под фоновый зелёный цвет, что придавало фону свечение. Другим вариантом было нанесение поверх фона. Тогда краски цветочного орнамента получались глубже.


Прялка корневая грязовецкого типа. Начало XX в. 

Некоторые расписные деревянные изделия сохранились до наших дней. Уникальную грязовецкую роспись можно увидеть в коллекциях Вологодского музея-заповедника и Грязовецкого музея истории и народной культуры. 

Грязовецкий музей истории и народной культуры

Похожие предметы

Модель судна Г. И. Невельского «Байкал»

Геннадий Иванович Невельской, адмирал и исследователь Дальнего Востока, многократно посещал Кинешму и Кинешемский уезд, где у него были родственные связи и имения. Организовал Амурскую экспедицию и доказал судоходность Амура, оказав значительное влияние на освоение Дальнего Востока Российской империей.

«Сивашские» сапоги

В 1920 году кимрские обувщики получили секретный военный заказ на изготовление специальных сапог. Эта обувь помогла красноармейцам форсировать Сиваш во время штурма Крыма. Сегодня «сивашские» сапоги можно увидеть только в Кимрском краеведческом музее.

Скопинская керамика

Скопинская керамика — уникальный народный промысел. Зародившись в XVII веке, он пережил взлёты и падения, но сегодня вновь процветает, став визитной карточкой города Скопина.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!