Французский мост

Время прочтения: мин.

Челябинская область, г. Усть-Катав, Между улицей Заводской и посёлком Шубино

GPS: 54.935721 , 58.157659

Мост построен в 1913‒1914 годах через реку Юрюзань. Он предназначался для проведения железнодорожных путей на Усть-Катавский железоделательный завод. Сегодня относится к памятникам архитектуры.

История

В 1899 году Южно-Уральское бельгийское анонимное металлургическое общество взяло в аренду Усть-Катавский завод. Новые руководители занялись обновлением предприятия. В те годы шло бурное развитие железнодорожных транспортных сетей в России, поэтому на заводе открылось новое направление — выпуск железнодорожных вагонов. Позднее к нему добавился выпуск трамваев. Бельгийская компания привлекала на завод иностранных специалистов, для которых в 1899‒1900 годах выстроили посёлок на правом берегу реки Юрюзани. Его назвали Колонией, а сегодня этот посёлок называется Первомайский.



Здесь ещё с 1890 года берега реки соединял деревянный мост, который постепенно изнашивался из-за паводков. Начавшееся в те годы строительство Транссибирской магистрали дало возможность улучшить транспортную доступность завода, для чего нужно было провести пути на его территорию. В 1913‒1914 годах руководство бельгийской компании купило и установило мостовую ферму через реку Юрюзань. До этого мост использовался на реке Большой Кинель под Самарой. Работами по сборке и монтажу моста руководил директор завода Г. Г. Шефер.


Теперь через мост на территорию завода мог заехать паровоз и несколько вагонов. Длина металлической мостовой фермы составляет 88 метров, ширина — 5 метров, а высота — 8 метров. Кроме поездов, по мосту передвигались лошади и автомобили, а также пешеходы. Но до революционных событий 1917 года охрана моста разрешала проходить только иностранцам. По этой причине среди горожан прижилось название Французский, поскольку проживающие в Колонии специалисты общались по большей части на французском языке.


В 1919 году в боях Гражданской войны мост получил повреждения. Подошедшие колчаковцы обстреливали заводской посёлок, а вместе с ним и мост. В результате строение было повреждёно в трёх местах. В дальнейшем его отремонтировали. В 1976 году в непосредственной близости к Французскому мосту построили новый железнодорожный мост.


Конструкция Французского моста довольно проста. Он состоит из двух опор и одного пролёта. Настил выполнен из дерева. Сварка не использовалась при соединении деталей моста, все они заклёпаны клёпками. Французский мост с 2000 года находится в списке памятников архитектуры регионального значения.

Похожие места

Автомобильный мост через Вагу

Первый мост через реку Вага в Вельске был построен в 1930-е годы и заменён в 1966 году стальным мостом, обрушившимся в 2015 году из-за перегрузок. Новый мост, введённый в эксплуатацию осенью 2020 года, протяжённостью 170 метров и без весовых ограничений, обеспечивает безопасную транспортную связь и обещает служить ещё долго.

Камбарский пруд и плотина

В Камбарке расположен третий по величине в Удмуртии искусственный водоём, с которым неразрывно связана история города. Построенная здесь плотина стала частью заводского комплекса Камбарки, что нашло отражение и в её гербе.

Александровский (Сызранский) железнодорожный мост

В 1876 году в Сызрани построили первый железнодорожный мост через Волгу. До него составы через Волгу переправляли на паромах, зимой рельсы укладывали прямо на лед.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!