Буддийский храм Сякюсн-Сюме в пригороде Элисты

Время прочтения: мин.

Республика Калмыкия, г. Элиста, Юго-Западный район

GPS: 46.288275 , 44.223569

Хурул Сякюсн-Сюме расположен примерно в восьми километрах от центра Элисты. Он является одной из главных достопримечательностей Калмыкии. Это первый буддийский храм, построенный в республике.

История

Официальное название — «Геден Шеддуп Чойкорлинг», что в переводе с тибетского языка означает «Святая обитель теории и практики школы Гедуг» или «Святая обитель просвещенных монахов».

Центр духовного образования для последователей буддизма решили построить на Хурульном совете в 1989 году, когда в условиях перестройки в СССР снимались прежние религиозные запреты. Чтобы возвести храмовый комплекс с культовыми сооружениями и учебными корпусами, требовалось значительное пространство, поэтому команда проектировщиков под руководством архитектора Владимира Гиляндикова выбрала территорию за пределами города.


Владимир Бадмаевич Гиляндиков

Строить храм начали в 1992 году на пожертвования жителей Калмыкии и личные средства первого Президента Республики Калмыкия Кирсана Николаевича Илюмжинова. Название этому буддийскому центру во время своего визита в Калмыкию в сентябре 1992 года дал Далай-лама XIV, освятивший место расположения будущего храма. Хурул торжественно открыли 5 октября 1996 года. Церемонию его освящения — раднэ — провел Далай-лама XIV в ходе своего следующего визита в Калмыкию 1 декабря 2004 года.


Кирсан Николаевич Илюмжинов

Двухъярусный храм высотой 20 метров, длиной 24 метра и шириной 19 метров своим архитектурным обликом отчасти напоминает тибетские монастыри, отчасти пагоду. На фасаде установлена скульптура Дхармачакры — Колеса Учения. Две лани по бокам символизируют первых слушателей проповеди будды. На первом этаже находится молитвенный зал, алтарь, в центре которого — большая статуя Будды Шакьямуни, покрытая сусальным золотом. Ее высота составляет 3,5 метра. Будда, сидящий в традиционной позе, в левой руке держит патру — чашу, в то время как правая, согласно канону, опущена. Третий глаз в виде драгоценного камня — неотъемлемая часть облика Просветленного. В центре композиции — знамя Геолцин, знак победы будды над пятью чувствами.


Молитвенный зал и алтарь храма Сякюсн-Сюме

На втором этаже находится библиотека, залы для медитации и служебные помещения. Стены храма расписаны традиционной для тибетских монастырей храмовой живописью. На панно изображены божества, соединенные между собою облаками бело-розового цвета. В глубине алтарной части стоят статуи главных божеств буддийского культа.


Роспись стен храма Сякюсн-Сюме

Кюрдэ – молитвенные барабаны, установленные перед храмом

Перед входом в храм установлены кюрдэ — молитвенные барабаны, вращающиеся по часовой стрелке. Вокруг храмового комплекса разбит розарий. На его территории расположен также домик для служителей буддийского культа — лам и три субургана — хранилища реликвий.



Похожие места

Никольский собор бывшего Николо-Корельского монастыря

Первые каменные здания, в том числе Никольский собор, появились в монастыре в конце XVII века. С 1930-х годов здесь располагается ПО «Севмаш», однако в 1990-х сохранившиеся постройки вернули РПЦ.

Церковь Федора Стратилата на Щиркове улице

В XII веке на этом месте, недалеко от вала Окольного города, проходила Щиркова улица. Хоть улицы такой давно уже нет, название ее закрепилось за храмом

Старорусский Спасо-Преображенский монастырь

Построил деревянный храм и несколько келий священноинок Мартирий по прозвищу Рушанин. Случилось это при новгородском князе Ярославе Владимировиче, в 1192 году

Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!