Собрание редких книг Государственного художественного музея Алтайского края невелико — оно насчитывает всего 29 рукописных и старопечатных книг. Тем не менее в нем находятся уникальные книжные памятники конца XVI — начала XX века. Подлинной жемчужиной собрания считается Благовестное Евангелие 1600 года.
Государственный художественный музей Алтайского края в Барнауле
Государственный художественный музей Алтайского края в Барнауле. 2013 г.
Благовестное Евангелие — переиздание Евангелия Петра Мстиславца 1575 года. Книга напечатана на хорошей бумаге крупным шрифтом, украшена орнаментом и иллюстрациями, для лучшей сохранности защищена досками, обтянутыми кожей. В книге 402 листа, ее размеры составляют 29,4 на 18,8 на 7,5 сантиметра.
Евангелие напрестольное. 1575 г. Автор – Пётр Тимофеевич Мстиславец
Эта книга побуждает нас обратиться к зарождению книгопечатания в Восточной Европе. Петр Тимофеев родился в Великом княжестве Литовском, в городе Мстиславле (сейчас он находится в Белоруссии) — от этого города и произошло его прозвище. В 1564 году он вместе с Иваном Федоровым напечатал в Москве первую датированную русскую печатную книгу «Апостол». В следующем году они опубликовали два издания Часовника.
Встретив противодействие со стороны непросвещенной части знати и духовенства, книгопечатники вынуждены были покинуть Москву. По приглашению западнорусского магната Григория Ходкевича они основали типографию в Заблудове. Итогом их совместной работы стало издание в 1569 году Учительного Евангелия. Летом того же года компаньоны расстались.
Петр Тимофеев–Мстиславец
Петр Мстиславец уехал в Вильну (сейчас это Вильнюс), где по приглашению православных купцов братьев Мамоничей, а также при поддержке влиятельных горожан Ивана и Зиновия Зарецких создал новую типографию. Там в середине 1570-х годов он выпустил три книги, включая Евангелие напрестольное, написанное на церковнославянском языке.
Благовестное Евангелие 1600 года
В 1576 году деятельность типографии была прекращена из-за конфликта между Петром Мстиславцем и братьями Мамоничами. В 1576 и 1577 годах виленский суд дважды рассматривал их дело и вынес вердикт: нераспроданные книги передать Кузьме Мамоничу, а типографское оборудование — Петру Мстиславцу. Сведений о дальнейшей деятельности Петра Мстиславца не сохранилось. Установлено лишь, что его виленским шрифтом в Остроге (сейчас это Ровенская область Украины) были напечатаны две книги.
Изобразительное искусство в Осташкове активно развивается со второй половины XVII века. В тот период стал особо востребован труд мастеров-живописцев.
Буддийские символы кладоискатель Николай Иванов нашел в 2016 году. Он бескорыстно передал ценные реликвии музею истории буддизма.
История о «медном заключенном», оповестившем город о гибели царевича Дмитрия, а затем высланном из города на 300 лет.