GPS: 54.392503 , 52.787838
После образования Оренбургской губернии началось активное освоение новых территорий, включающее распространение дворянского землевладения. В этом регионе появились имения таких известных семей, как Рычковы, Аксаковы, Державины и Тимашевы. Земли предоставлялись за государственную службу или приобретались в собственность. К концу XVIII века в губернии насчитывалось более 500 поместий. Одним из первых, кто получил земли на новых территориях, был участник Оренбургской экспедиции, географ и историк П. И. Рычков.
Портрет П. И. Рычкова.
Ю. С. Морозов
В конце XIX века один из потомков П. И. Рычкова, Дмитрий Николаевич Рычков, дал в качестве приданного своей дочери Елизавете село Петровка в Бугульминском уезде. Елизавета Дмитриевна вышла замуж за Петра Петровича Дмитриева. В селе Петровка они построили двухэтажный дом с трёхэтажной цилиндрической башней — это был яркий пример усадебной архитектуры в стиле модерн. В советское время Бугульминский механический завод устроил в этой старинной усадьбе базу отдыха. До наших дней также сохранилась каменная мельница у пруда, построенная Петром Дмитриевым. В 1913 году Мария Дмитриева-Рычкова и Вениамин Дмитриев подали прошение о строительстве мельницы в деревне Петровка, неподалёку от самой усадьбы.
Д. Н. Рычков. 1860–1870-е гг.
П. П. Дмитриев был известной фигурой в Бугульме. На протяжении 18 лет он занимал должность председателя Бугульминской земской управы, фактически руководя местной хозяйственной жизнью. Земские управы, являвшиеся органами самоуправления в уездах, избирались на три года. С 1898 по 1917 год Пётр Петрович шесть раз переизбирался на должность председателя, что свидетельствует о его высоком авторитете и доверии к нему со стороны состоятельных жителей Бугульмы. В ведении земства находились вопросы образования, медицины, промышленности, сельского хозяйства, торговли, а также некоторые фискальные функции. Неудивительно, что Дмитриев был среди тех, кто хлопотал об устройстве Волго-Бугульминской железной дороги.
Постройка Волго-Бугульминской железной дороги.
1912 г.
Пристань Волго-Бугульминской железной дороги.
1908 г.
Сохранилась и городская усадьба П. П. Дмитриева, построенная в начале XX века. Это двухэтажное здание в стиле модерн, облицованное серым камнем. Елизавета Дмитриевна скончалась в 1916 году. Судьба Петра Петровича сложилась трагично: несмотря на заслуги, он был расстрелян в начале Гражданской войны.