Мельница Ивана Ивановича Кузьмина

Время прочтения: мин.

Республика Татарстан, г. Бугульма, улица Тукая, 64

GPS: 54.536446 , 52.794820

В начале XX века в Бугульме хлебный рынок начал активно развиваться, в связи с чем в 1911 году Иван Кузьмин построил крупную мельницу. Оснащённая современным оборудованием и размещённая в центре города, она стала важным производственным предприятием, продукция которого использовалась для нужд армии во время Первой мировой войны. Мельница сохранилась до наших дней.

В начале XX века в России наблюдалось стремительное развитие хлебного рынка. Это способствовало росту интереса со стороны торговых компаний, купцов и переработчиков сырья к Волго-Бугульминской железной дороге. До её открытия хлеботорговцы обратились к уездной управе с просьбой выделить землю для строительства элеватора. В ответ на это купец 2-й гильдии Иван Иванович Кузьмин получил разрешение от Бугульминской городской думы на строительство мельницы сортового помола. Её построили в 1911 году после одобрения проекта в Самарской губернской управе.

Губернская земская управа. 1905 г.

Главный контроль Самарской городской управы. 1918 г.

По требованию прибывшего из губернского центра старшего фабричного инспектора механизмы были ограждены барьерами и щитами для обеспечения безопасности рабочих. В машинном отделении был установлен вентилятор для удаления вредных газов, а дымовую трубу нефтяного двигателя снабдили искрогасителем. На случай пожара была предусмотрена наружная спасательная лестница.


Самарское губернское правление, приложив два проекта паровой каменной мельницы-крупорушки. Эти проекты были согласованы с Бугульминской городской управой и с полицейским управлением. Комплекс зданий мельницы был размещён в центре города, рядом с железнодорожными путями и шоссе, ведущим к станции Бугульма. К концу октября того же года были построены четырёхэтажное каменное здание мельницы, каменная кузница, деревянные амбары и контора, которые разместились на одном гектаре земли, выделенной городом.

Двигательной установкой служила паровая машина мощностью в 80 лошадиных сил. Все помещения мельницы освещались электричеством, вырабатываемым динамо-машиной. Пуск предприятия совпал с началом Первой мировой войны, и неудивительно, что продукция, отгружаемая вагонами с мельниц Кузьмина, направлялась преимущественно для нужд армии по заказу военного ведомства.



Машинная электрического освещения. Динамо-машина. 1897 г.

Первая паровая машина мощностью в 80 лошадиных сил на Кушвинском металлургическом заводе. 1906 г.

Комплекс зданий мельницы Ивана Кузьмина сохранился до наших дней. Его можно увидеть и сейчас, век спустя, недалеко от Дома техники рядом с городским водоёмом.

Похожие места

Дзержинский завод пластмасс

В послевоенные годы в СССР началось масштабное применение пластмасс. Дзержинский завод основали в 1965 году: там делали полимерные пленки и тару, изделия для автомобильной промышленности и радиоэлектроники.

Новолипецкий металлургический комбинат. История возникновения градообразующего предприятия

Крупнейшее сталелитейное предприятие России построили в Липецке в 1934 году. В годы ВОВ завод эвакуировали на восток, а после липецкие металлурги способствовали восстановлению экономического потенциала страны.

Люберецкий завод сельскохозяйственных машин (сельскохозяйственного машиностроения) имени Ухтомского

Люберецкий завод сельскохозяйственных машин, открывшийся в 1924 году, стал градообразующим предприятием региона. Он обеспечивал работой целые поколения люберчан. Однако после распада СССР в 2004 году завод прекратил своё существование.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!