Историческая справка о городской железнодорожной станции и вокзале

Время прочтения: мин.

Ульяновская область, г. Димитровград, ул. Вокзальная, д. 28

GPS: 54.226011 , 49.601332

Станция Мелекесс, основанная в начале XX века как часть Волго-Бугульминской железной дороги, сыграла важную роль в развитии транспортной сети региона. С тех пор она прошла через ряд изменений, включая реконструкцию здания вокзала в XXI веке.

История

Возникновение станции Мелекесс тесно связано с историей строительства Волго-Бугульминской железной дороги, построенной акционерным одноимённым обществом, основанным в Симбирске (сегодня Ульяновск). Первый товарный поезд до станции Мелекесс прошёл 1 ноября 1900 года, за семь лет до официального учреждения акционерного общества и годом позже запуска Симбирской ветки Московско-Казанской железной дороги. 

12 июня 1902 года началось регулярное движение поездов в рамках проекта «Мелекесский подъездной путь». Эта железная дорога упрощённого типа была предназначена для вывоза продукции с заводов и имела исключительно местное значение. В 1907 году подъездной путь был продлён до станции Бугульма. Со строительством моста через реку Черемшан началось свободное движение поездов. В 1908 году открылось пассажирское движение на ветке Часовая Нижняя — Мелекесс.


Железнодорожный вокзал

Планируемая линия протяжённостью 462 версты делилась на два участка: Мелекесс — Бугульма и Бугульма — Чишмы. Первый участок длиной 255 вёрст открылся 28 августа 1911 года. Следом был введён в эксплуатацию второй участок. Ежегодно из Бугульмы в Чишмы перевозилось до 17 миллионов грузов.

Постройка Волго-Бугульминской железной дороги. 1912 г.

Для соединения Волго-Бугульминской железной дороги с Симбирской веткой Московско-Казанской железной дороги требовалось построить мост через Волгу. В 1912 году к его строительству приступила фирма «Тами и Дейчман». Для сооружения опор использовали местный песчаник. Автором проекта был известный российский учёный, профессор Петербургского института инженеров путей сообщения Н. А. Белелюбский. 5 октября 1916 года состоялось торжественное открытие Императорского моста длиной более двух километров, а 1 декабря по его железнодорожному полотну проехали первые составы. Так Московско-Казанская и Волго-Бугульминская железные дороги объединились в единое целое.


Профессор Петербургского института инженеров путей сообщения Н. А. Белелюбский

Благодаря интенсивному железнодорожному движению, выгодному географическому положению и растущей предпринимательской активности экономический потенциал посада Мелекесс неуклонно увеличивался, а численность его населения росла. С 1907 по 1916 год были пущены в эксплуатацию ветки Часовая Нижняя — Мелекесс, Часовая Верхняя — Мелекесс и Мелекесс — Чишмы. Мелекесс стал одной из 16 станций Волго-Бугульминской железной дороги.

Здание железнодорожного вокзала

После революции Волго-Бугульминская железная дорога была национализирована. В 1921 году ветку включили в состав Самаро-Златоустовской железной дороги. В первые советские десятилетия станция Мелекесс являлась важным узлом железнодорожного транспорта. В 1933 году её грузооборот составлял 302 тысячи тонн. В 1936 году станцию передали в ведомство Куйбышевской железной дороги.

Вокзал сегодня принимает десятки поездов, следующих по различным направлениям. Наиболее популярными считаются направления в Москву, Челябинск, Уфу, Казань и Тольятти. В летнее время увеличивается количество маршрутов в южные регионы. К вокзалу и двум его платформам ведут удобные подъездные пути. Местная железная дорога была модернизирована и электрифицирована.


Здание железнодорожного вокзала на станции Мелекесс появилось значительно позже запуска железной дороги. На первых порах вокзалом служило одноэтажное деревянное строение. Об открытии железнодорожного сообщения в посаде напоминает памятная табличка на перроне. Надпись гласит: «12 июня 1902 года открылось регулярное движение поездов на участке Мелекесс — Часовая Верхняя (ст. Верхняя Терраса) Симбирской линии Московско-Казанской железной дороги и был открыт железнодорожный вокзал».


Железнодорожный вокзал

Фактически здание вокзала построили, по архивным данным, только в 1913 году. Оно было снабжено водяным отоплением и вытяжной вентиляцией. Вокзал представлял собой продолговатое строение, внешне мало отличавшееся от множества типовых станционных сооружений в провинциальных городах центральной России.

С годами железнодорожная станция расширялась, но дореволюционное здание продолжало исправно служить жителям Мелекесса. По некоторым данным, в 1939 году старый вокзал подвергся обновлению. Точных сведений об этом не сохранилось. На довоенных фотографиях видно двухэтажное здание, располагавшееся вдоль платформы. Выкрашенное в жёлто-белый цвет, оно напоминало стандартный вариант сталинской вокзальной архитектуры.

За десятилетия интенсивной эксплуатации помещения вокзала обветшали и перестали соответствовать современным требованиям. Во второй декаде XXI века городские власти приняли решение о реконструкции здания вокзала. Внутренние помещения и фасад подверглись капитальному ремонту. 18 сентября 2016 года состоялась торжественная церемония открытия обновлённого здания железнодорожного вокзала. После ремонта его внешний вид заметно изменился, залы ожидания и технические помещения были модернизированы, а прилегающая территория благоустроена.


Здание железнодорожного вокзала Димитровграда. 1995 г.

Вокзал оборудован всем необходимым для пассажиров. В билетной кассе работает служба информации о маршрутах и расписании поездов. В зале ожидания, украшенном цветочным уголком, установлены удобные кресла. Действуют камеры хранения, комнаты отдыха, банкоматы, киоски со свежей прессой, кафе. Инфраструктура адаптирована под маломобильных пассажиров.

Фасад вокзала обращён к привокзальной площади, украшенной старинной водонапорной башней, построенной в 1910 году. На площади доступен различный транспорт, доставляющий пассажиров в любую точку города. Комплекс строений железнодорожной станции вместе с водонапорной башней признан памятником архитектуры местного значения.


Статья И. Егорычевой «Старые, но работоспособные» о пристанционных водонапорных башнях. 2011 г.

Похожие места

Железная дорога и вокзал

Железная дорога сыграла ключевую роль в развитии Ртищева. Город вырос из пристанционного посёлка, а железнодорожный вокзал стал его архитектурной доминантой и свидетелем важных исторических событий.

Историческая справка о железнодорожном вокзале

Иногда населенные пункты прославляют градообразующие предприятия, а Лодейное Поле стал широко известен, когда через него прошла Олонецкая железная дорога. Новая станция стала связующим звеном между Санкт-Петербургом, Карелией и Мурманском.

Курский вокзал

До недавнего времени Курский вокзал был одной из самых оживленных станций Курского и Горьковского направлений. Каждая реконструкция здания вокзала меняла его облик под стать эпохе.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!