Воркута — молодой город, у которого нет дореволюционной истории. В конце 1960-х — начале 1970-х годов в городах СССР было популярно подчеркивать свою самобытность с помощью городской символики. Воркутинский горисполком, идя в ногу со временем, 20 апреля 1971 года утвердил первый в истории Воркуты городской герб. Его эскиз разработал член Союза художников СССР Николай Жилин, который до этого основательно изучил символику дореволюционных российских гербов.
Традиционно гербы городов изображали на так называемом французском щите с характерным выступом снизу. Воркутинский герб советской эпохи укладывается в этот дореволюционный канон. На лазоревом поле изображен северный олень серебряного цвета, изогнувшийся в прыжке, а за ним на заднем фоне — угольная вышка и насыпь из отработанной породы. Над вышкой — красная звезда, а под изображением оленя — на белом фоне характерный для культуры коми этнографический узор. Любопытно, что этот эклектичный герб 1971 года без изменений используется и по сей день.
Герб Воркуты. 2015 г.
Горсовет Воркуты 11 ноября 1999 года утвердил городской флаг. Полотнище включает шесть горизонтальных полос: синюю, зеленую, две белых, синюю и красную. Все полосы одинаковой ширины, но так как две белые расположены вплотную друг к другу, создается впечатление, что основное поле — белое, а сверху и снизу от него расположены узкие цветные полосы. Полосы сочетают цвета флагов Республики Коми и России. У древка флага в белом равностороннем треугольнике помещен герб города.
Флаг Воркуты
Официально утвержденного гимна у Воркуты нет. Но большинство воркутян считают, что гимн их города — самая популярная среди горожан песня «Моя Воркута». В конце 1950-х годов самодеятельный поэт, воркутинец Вячеслав Кузнецов, трудившийся на одном из местных предприятий, опубликовал поэтический сборник, в котором было и стихотворение «Моя Воркута». В 1960 году известный советский композитор Александра Пахмутова положила эти стихи на свою музыку, и с тех пор вот уже более шестидесяти лет эта песня считается неофициальным гимном Воркуты. В ее припеве есть такие строки:
Моя Воркута
Светла и горда!
Даже в мороз,
Хмурой зимой
Сердцем согреет
Мой город родной!
Воркута выросла из появившегося в 1930-е годы шахтерского поселения и получила название по протекавшей в этой местности одноименной реке. Коренные жители — кочевые ненцы и коми — издавна пасли тут северных оленей, занимались промысловой охотой и выделывали шкуры пушного зверя. На ненецком языке «варк» означает «медведь», так что название Воркута можно перевести как «река, изобилующая медведями». Вероятно, в давние времена медведи, которых было немало в тех краях, действительно приходили к реке на водопой и в поисках пищи.
Все в этой местности изменилось в XX веке. Геологические изыскания 1920-х годов подтвердили обширные запасы расположенного здесь Печорского угольного бассейна. Кроме того, в 1930 году экспедиция Георгия Александровича Чернова обнаружила на реке Воркуте, помимо угля-антрацита, месторождения ценного коксующегося угля, крайне востребованного в металлургии. Освоение Печорского угольного бассейна стало приоритетом первых пятилеток из-за того, что здесь было много угля — топлива и сырья для коксохимической промышленности. Оставались проблемы рабочей силы и транспортной доступности.
Воркутинские горняки. 1940-е г.
Чтобы обустроить этот регион, решили использовать труд заключенных. В 1931 году создали Ухтинско-Печорский (ныне — Воркутинский) исправительно-трудовой лагерь — Ухтпечлаг, Воркутлаг ОГПУ-НКВД, — заключенные которого стали основным источником рабочей силы на угледобыче. Преимущественно именно они в 1930-е годы строили и Печорскую железную дорогу.
Строительство Северо–Печорской железной дороги
Ее протяженность — 1953 километра. Дорога соединила Воркуту с крупным портом и железнодорожным узлом на европейском севере — городом Котласом Архангельской области. Сооружать магистраль начали в 1937 году, а открыли ее уже летом 1942 года. Воркута получила железнодорожное сообщение с центральными регионами страны, включая Ленинград и Москву.
Строительство Северо–Печорской железной дороги
В 1937 году на левом берегу реки Воркуты заложили шахту № 1 «Капитальную», рядом с которой возник поселок горняков — на тот момент в основном заключенных ГУЛАГа — Рудник. Рядом появились другие шахты. Территория и облик Воркуты формировались во многом вокруг угольных шахт, и расположение разведанных месторождений определило, где будет находиться будущий город.
Шахта «Капитальная». 1943 г.
В первое время рабочее поселение так и называли — Рудник. Только в январе 1940 года в документах появилось полное имя — поселок Воркута Большеземельского района Ненецкого национального округа Архангельской области. Осенью 1940 года поселок передали в Кожвинский район Коми АССР. С тех пор Воркута находится в составе Республики Коми.
Поселок Воркута получил статус города во время Великой Отечественной войны — 26 ноября 1943 года. На тот момент в Воркуте проживало всего семь тысяч человек, большинство населения, включая заключенных, занималось добычей угля. В условиях нацистской оккупации Донбасса на начальном этапе войны Печорский угольный бассейн стал еще более значимым для экономики страны.
Если для снабжения европейского севера и центральной части СССР, ее оборонных и гражданских производств или котельных жилого фонда, воркутинский уголь был крайне важен, то для блокадного замерзающего Ленинграда это топливо было в буквальном смысле вопросом жизни и смерти. Под непрерывным огнем вражеской артиллерии эшелоны с углем из Воркуты прорывались в осажденный Ленинград. В тяжелейших условиях войны воркутинские горняки наращивали объемы угледобычи, отправляя стране «сверхплановый» уголь, добытый после основной смены.
Котельная РМЗ на Руднике. 1945–1955 гг.
После войны и закрытия ГУЛАГа и его лагерей, с середины 1950-х годов, население города заметно изменилось. Экономика Воркуты успешно развивалась, строили новое жилье, а существенные «северные надбавки» к зарплате привели к тому, что тысячи молодых людей ежегодно приезжали в Воркуту в надежде улучшить материальное положение и сделать карьеру. Уже в 1962 году тут проживало 60 тысяч человек, а в 1979 году численность населения превысила стотысячную отметку. В 1970 году за производственные достижения город наградили орденом Трудового Красного Знамени.
ОЛП шахт № 9, 10 и 11. Из альбома «Из исправительно трудовой жизни заключенных лагерного пункта каторжан Воркуто–Печорского ИТЛ». 1945 г. (ГА РФ)
Помимо развивавшейся экономики города, которая к этому времени не ограничивалась угледобычей, в Воркуте складывался значительный кластер культурных учреждений не только для города, но и в масштабах Коми АССР. Тут работало несколько театров, в том числе один республиканский, открылся универсально-зрелищный комплекс «Олимп», действовало несколько музеев. Краеведческий музей Воркуты изначально был районным, однако вскоре руководство автономной республики присвоило ему статус межрайонного и поручило курировать музеи других региональных центров — Инты, Ижмы и Усть-Цильмы.
Площадь Московская в Воркуте 7 ноября 1957 года
На 1991 год в Воркуте проживало 117 тысяч человек. Помимо тринадцати угольных шахт, к концу советской эпохи здесь действовали молокозавод, хладокомбинат, завод крупнопанельного домостроения, цементный завод, завод железобетонных конструкций, работали два деревообрабатывающих комбината и даже пивоваренный завод.
Сельское хозяйство, которое по законам вечной мерзлоты в принципе не должно было существовать в этих широтах, было представлено несколькими животноводческими совхозами. При этом корма частично производились на месте. В Воркуте построили теплицы, где выращивали овощи, была своя птицефабрика. За ударный труд 13 воркутян удостоили звания Героя Социалистического Труда.
Оленеводы Коми и НАО. 2018 г.
После войны и закрытия ГУЛАГа и его лагерей, с середины 1950-х годов, население города заметно изменилось. Экономика Воркуты успешно развивалась, строили новое жилье, а существенные «северные надбавки» к зарплате привели к тому, что тысячи молодых людей ежегодно приезжали в Воркуту в надежде улучшить материальное положение и сделать карьеру. Уже в 1962 году тут проживало 60 тысяч человек, а в 1979 году численность населения превысила стотысячную отметку. В 1970 году за производственные достижения город наградили орденом Трудового Красного Знамени.
ОЛП шахт № 9, 10 и 11. Из альбома «Из исправительно трудовой жизни заключенных лагерного пункта каторжан Воркуто–Печорского ИТЛ». 1945 г. (ГА РФ)
Помимо развивавшейся экономики города, которая к этому времени не ограничивалась угледобычей, в Воркуте складывался значительный кластер культурных учреждений не только для города, но и в масштабах Коми АССР. Тут работало несколько театров, в том числе один республиканский, открылся универсально-зрелищный комплекс «Олимп», действовало несколько музеев. Краеведческий музей Воркуты изначально был районным, однако вскоре руководство автономной республики присвоило ему статус межрайонного и поручило курировать музеи других региональных центров — Инты, Ижмы и Усть-Цильмы.
Площадь Московская в Воркуте 7 ноября 1957 года
На 1991 год в Воркуте проживало 117 тысяч человек. Помимо тринадцати угольных шахт, к концу советской эпохи здесь действовали молокозавод, хладокомбинат, завод крупнопанельного домостроения, цементный завод, завод железобетонных конструкций, работали два деревообрабатывающих комбината и даже пивоваренный завод.
Сельское хозяйство, которое по законам вечной мерзлоты в принципе не должно было существовать в этих широтах, было представлено несколькими животноводческими совхозами. При этом корма частично производились на месте. В Воркуте построили теплицы, где выращивали овощи, была своя птицефабрика. За ударный труд 13 воркутян удостоили звания Героя Социалистического Труда.
Оленеводы Коми и НАО. 2018 г.
Распад СССР и переход к рыночной экономике болезненно ударили по Воркуте и ее жителям. Государство в 1990-е годы отказывалось дотировать «затратные» северные регионы. Все чаще в мире говорили о «зеленой энергетике», которая сделает угледобычу ненужной, — снижался спрос. Сокращались воркутинские производства, закрывались шахты, местные жители стали уезжать из «неперспективного» города. За 30 лет посла распада СССР численность населения Воркуты сократилась более чем вдвое. Среди обезлюдевших оказался и поселок Рудник — старейший район города, с которого он начинался в 1930-е годы.
Тем не менее, утратив былое экономическое значение в масштабах страны, Воркута живет и развивается. Этот город не случайно называют заполярным чудом. Он расположен в зоне вечной мерзлоты, в 150 километрах к северу от полярного круга. От Воркуты до побережья Северного Ледовитого океана — всего 180 километров.
В городе 11 суток в году продолжается полярная ночь, во время которой солнце вообще не восходит над горизонтом. Северное лето очень короткое, а среднегодовая температура воздуха здесь составляет минус пять градусов по Цельсию. В таких сложнейших климатических условиях горняки добывают уголь, эшелоны с которым, как и прежде, по железной дороге уходят в центральные регионы России.
Северное сияние над Воркутой
Начало войны значительно обострило топливную проблему в СССР. После того как гитлеровцы оккупировали Донбасс — на тот момент основной источник угля для советской экономики, — значение Печорского угольного бассейна заметно возросло. Потому строительство Северо-Печорской железной дороги, начавшееся еще до войны, ускорилось.
Предстояло быстрее возвести участок Кожва — Воркута, проходивший по тайге и болотам. На строительстве постоянно не хватало металлоконструкций, поэтому, чтобы соорудить мосты, сюда доставили металлические фермы со строительства Дворца Съездов в Москве и металлоконструкции одного из мостов через канал Москва — Волга.
Строительство железнодорожного моста через Малую Северную Двину. 1937 – 1942 г.
На строительстве железной дороги не хватало и деревянных шпал. Неожиданно на помощь пришла природа. Зима 1941–42 годов выдалась на редкость морозной даже по северным меркам. Это позволило временно строить железную дорогу с увеличенными интервалами между шпалами. А весной, когда доставили новые шпалы, магистраль полностью достроили. Рабочее движение по маршруту Воркута — Котлас открыли 28 декабря 1941 года. Местные жители активно участвовали в строительстве этой ветки.
Погрузка угля на причале пристани Воркута–Вом. 1935–1942 г.
Начало войны значительно обострило топливную проблему в СССР. После того как гитлеровцы оккупировали Донбасс — на тот момент основной источник угля для советской экономики, — значение Печорского угольного бассейна заметно возросло. Потому строительство Северо-Печорской железной дороги, начавшееся еще до войны, ускорилось.
Предстояло быстрее возвести участок Кожва — Воркута, проходивший по тайге и болотам. На строительстве постоянно не хватало металлоконструкций, поэтому, чтобы соорудить мосты, сюда доставили металлические фермы со строительства Дворца Съездов в Москве и металлоконструкции одного из мостов через канал Москва — Волга.
Строительство железнодорожного моста через Малую Северную Двину. 1937 – 1942 г.
На строительстве железной дороги не хватало и деревянных шпал. Неожиданно на помощь пришла природа. Зима 1941–42 годов выдалась на редкость морозной даже по северным меркам. Это позволило временно строить железную дорогу с увеличенными интервалами между шпалами. А весной, когда доставили новые шпалы, магистраль полностью достроили. Рабочее движение по маршруту Воркута — Котлас открыли 28 декабря 1941 года. Местные жители активно участвовали в строительстве этой ветки.
Погрузка угля на причале пристани Воркута–Вом. 1935–1942 г.
Воркута обеспечивала углем всю страну, поэтому неудивительно, что основные усилия сосредоточили именно на угледобыче. Темпы роста воркутинской горнодобывающей промышленности на протяжении Великой Отечественной войны поражают. К 1945 году здесь функционировало 11 шахт с общей годовой мощностью 2,6 миллиона тонн угля.
Если за девять довоенных лет в Воркуте добыли 1,8 миллиона тонн угля, то в 1941–1945 годах — уже 7,8 миллиона. В 1942 году уровень добычи предыдущего года был перекрыт в семь раз, и в дальнейшем рост был не менее впечатляющим. В 1942 году 505 тысяч тонн угля вывезли из Воркуты по железной дороге, и лишь 104 тысячи тонн — водным путем. А с 1943 года весь воркутинский уголь отправлялся железнодорожным транспортом, что позволяло быстрее доставить его потребителю.
Дунаев Петр Петрович – машинист первого паровоза, прибывшего в Воркуту. 1943 г.
Труд воркутинских горняков в годы войны вызывает восхищение. Практически все работы они выполняли вручную, большинство шахтеров использовали кирки и заступы, а отбойные молотки, которых не хватало, выдавались лишь самым опытным рабочим. Скудная еда, постоянные перебои с промтоварами, холодный и сырой климат — условия, в которых они трудились. Но воркутинцы не просто наращивали угледобычу, внося свой вклад в Победу, но и нередко совершали настоящие трудовые подвиги
Митинг в связи с отправкой эшелона со сверхплановым углем в город Ленинград. Июль–август 1943 г.
Василий Иннокентьевич Погорельский в годы войны начал движение передовиков производства. Отработав в шахте обычную смену, после небольшого отдыха он возвращался в забой, чтобы добыть сверхплановый уголь, столь необходимый стране. Затем он выкупал сверхплановый уголь по себестоимости за счет зарплаты. Это был безвозмездный дар шахтера Погорельского жителям Ленинграда.
Фрагмент газеты «Заполярная кочегарка» под рубрикой «Доска почета». 1943 г.
Другие горняки Воркуты, взявшие шефство над пережившими блокаду ленинградцами, поддержали Погорельского. Всего за годы войны с воркутинских шахт в Ленинград отправили по железной дороге 651 эшелон с добытым сверхурочно и выкупленным шахтерами «подаренным» углем. В каждом таком составе было по 25–30 вагонов, а в каждом вагоне — по 25 тонн угля. Первый эшелон «подаренного» угля доставил в Ленинград машинист Петр Дьяченко. Локомотив этого поезда и поныне стоит на вокзале Воркуты как память о трудовом вкладе воркутян в Победу.
Погрузка баржи с углём для осаждённого Ленинграда. 1942 г. Национальный архив Республики Коми
Река Воркута