Промысел известен с первой половины XIX столетия, однако наиболее ранние из сохранившихся изделий, выполненные в такой технике, датируются 1880-ми годами. Оформляли «волховским розаном» преимущественно ручные прялки. Исторические документы донесли до нас имена наиболее известных мастеров-самородков — это Василий Кораблев-Шустов из деревни Сырецкое и Иван Гаврилов из Славково (обе деревни по сей день существуют под историческими названиями).
Ручная прялка с «Волховским розаном»
Главной особенностью техники волховской росписи является особый, так называемый градиентный мазок. Тонкий переход от одного цвета к другому с эффектом солнечного света на растительных элементах орнамента достигался одновременным нанесением на кисть двух и более красок.
Новоладожская прялка. Конец XIX – начало XX вв.
Прялки–крашенки
Прялка–золочёнка
В зависимости от цветов и декора волховские прялки подразделялись на популярные в правобережье «золоченки» с обильным использованием золотого цвета и «крашенки» значительно более скромного цветового исполнения, которые изготовлялись в основном в левобережье. Особо ценились «именные» прялки с нанесенными на них именами владельца либо мастера.
Изделия с традиционной волховской росписью, производимые предприятием ООО «Волховская роспись»
При советской власти «розановая» роспись пришла в упадок и начала возрождаться лишь в конце 1960-х годов. В 1968 году на небольшом производстве кухонной утвари Волхова был создан художественный цех, работники которого при оформлении деревянных изделий стали обращаться к традиционным художественным мотивам и приемам. Цех просуществовал до начала 1990-х годов. С 2019 года в Волхове действует ООО «Волховская роспись» — предприятие, которое успешно возрождает местный народный промысел.
Старинными образцами «волховского розана» можно полюбоваться в краеведческих музеях региона.
Источник: © Социальная сеть «Вконтакте»
Источник: © Социальная сеть «Вконтакте»
Источник: © Социальная сеть «Вконтакте»
Источник: © Волховская роспись
Марийские женщины издревле украшали одежду вышивкой, в которой отражались космогонические представления о мироустройстве. Марийские костюмы с вышивками изготавливают по сей день.
Хлудневская глиняная игрушка — народный промысел. Они выделяются разнообразием персонажей и сюжетов, отражающих крестьянский быт. В 2022 году она стала брендом Калуги.
Одежда древних жителей Торжка отличалась обилием украшений. Стеклянные бусы и ожерелья, височные кольца и каблучок с ряской, а также золотая вышивка — все это было найдено на раскопках города.