Материалы подготовлены ИРИ РАН
К проведению в Элисте XXXIII Всемирной шахматной Олимпиады 1998 года — историческому по меркам небольшого города событию — достраивали шахматный городок, названный по-английски «Сити-Чесс», местные острословы стали проводить аналогии с «Нью-Васюками». Намек был на авантюрный замысел Остапа Бендера — персонажа книг Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» — создать мировую шахматную столицу в никому не известных Нью-Васюках.
Руководителям Калмыкии и Элисты конца 1990-х годов эта аналогия пришлась по душе, поскольку она казалась удачным пиар-ходом, привлекавшим большое внимание. Они пошли еще дальше: в 1998 году одну из центральных улиц города, ведущую в Сити-Чесс, переименовали в проспект Остапа Бендера.
В начале 1999 года на этом проспекте появился и памятник «великому комбинатору». Это был, как считается, первый памятник Остапу Бендеру на постсоветском пространстве — пример Элисты оказался заразительным, и памятники этому характерному литературному герою теперь есть и в других городах.
Фрагмент памятника Остапу Бендеру в Элисте
Автором памятника Бендеру в Элисте выступил преподаватель Пензенского художественного училища имени Константина Аполлоновича Савицкого А. Хачатурян. Двухметровый памятник был узнаваем с первого взгляда, поскольку полностью соответствовал образу Остапа Бендера из культовых советских кинофильмов. «Великий комбинатор» стоял в полный рост в пиджаке и штиблетах на босу ногу, в шарфе, небрежно обмотанном вокруг шеи, и в непременной капитанской кепке. Оригинальным замыслом памятника была шахматная тема: правой рукой Бендер бережно прижимал к груди шахматную доску, а в левой держал шахматную фигуру — коня. Позади него разместились злополучные 12 стульев — без бриллиантов, но со столиками, как будто приглашающими на сеанс одновременной шахматной игры.
Александр Саркисович Хачатурян
Вокруг памятника Остапу Бендеру на одноименном проспекте сразу возникло много слухов. Например, о том, что поначалу вместо шахматной фигуры коня в руке Бендера якобы была пешка, но она несколько раз таинственным образом исчезала, возможно, на сувениры. Тогда ее заменили на коня. А еще люди со знанием дела утверждали, что скульптуру Бендера сначала планировалось установить вовсе не в Элисте, а в Рио-де-Жанейро, где персонаж Ильфа и Петрова, как известно, мечтал погулять в белых штанах, и что для этого, дескать, даже участок там прикупили.
Памятник Остапу Бендеру в Элисте
Памятник обаятельному проходимцу, ассоциировавшийся не только с НЭПом, но и с эпохой девяностых, в первое время успешно выполнял свою роль: превратившись в достопримечательность Элисты, он как магнитом притягивал туристов. Небольшая площадка перед памятником была заполнена людьми, охотно позировавшими на фоне бронзового Остапа.
Однако настали другие времена. Ажиотаж вокруг шахматной темы спал. Сменилось руководство республики и города. Присутствие никак не связанного с Элистой и Калмыкией Остапа Бендера в городской топонимике стало восприниматься все более неоднозначно. В 2020 году республиканские власти вернули проспекту Остапа Бендера прежнее имя — уроженца калмыцкой земли, полного Георгиевского кавалера и командира Красной армии Петра Анацкого.
Мемориальная доска Остапу Бендеру в Элисте
Памятник Остапу Бендеру в Элисте
Летом 2022 года настала очередь и бронзового памятника Бендеру: оставить памятник этому литературному персонажу на проспекте имени воина-героя было странным. Его демонтировали и перенесли в другое место. Так памятник «великому комбинатору» стал артефактом, место которому в музее истории 1990-х годов.
Источник: © Агрегатор новостей «Новые Известия»
Источник: © Сервис поиска экскурсий «Экстрагид»
Источник: © Википедия. Свободная энциклопедия
Источник: © Сайт системы среднего профессионального образования Пензенской области
Источник: © Интернет-журнал «Полезные заметки»