Триумфальные арки. Две вместо одной

Время прочтения: мин.

г. Новочеркасск, Платовский пр-кт, спуск Герцена

GPS: 47.427254 , 40.096775

Триумфальные арки построены в стилистике позднего классицизма по проекту неизвестного нам автора. Арки установили в 1817 году в ознаменование вклада донского казачества в борьбу с Наполеоном. Строительство началось в преддверии визита Александра I.

По одной версии, автором проекта арок стал швейцарский зодчий Луиджи Руска, по другой — платовский крепостной Василий Куликов.

Триумфальная арка в Новочеркасске. 1900—1914 гг. Автор — В. Н. Дьяков

Триумфальные ворота в Новочеркасске. 1879 г. Автор — В. Тимм

Архитектурный комплекс состоит из двух арок — западной и северной, обеим присвоен статус объектов культурного наследия федерального значения. Считается, что атаман Платов, ожидая приезда в Новочеркасск Александра I и не зная, по какой дороге в город въедет императорский кортеж, приказал построить триумфальные арки на обоих возможных маршрутах высочайшего следования — на въездах в город и по старой Ростовской дороге, и по Московскому тракту. Возведение и украшение арок обошлось войсковому правительству в 39,5 тысячи рублей.

Оформленные как торжественный въезд в центральную часть города, триумфальные арки построены из оштукатуренных каменных блоков и кирпича. Их пилоны прорезаны арочными проемами и украшены строгим филенчатым поясом. По периметру сооружений симметрично расположены 12 колонн дорического ордера, каждая увенчана небольшим выступом и каменным шаром. Завершают арки аттики, выполненные из пиленого известняка. Ансамбль северной арки венчает бронзовая арматура из доспехов казачьей амуниции, а также кольчуг, флагов, сабель, щитов, пушек и ядер. Непосредственно под шатром, венчавшим арки, помещены изображения архангелов с победными трубами и надпись в живописном картуше, прославляющая Александра I: «Объемлемы восторгом, радостью сердца, / Спешат во сретенье монарха и отца, / Се Александр днесь ту же благость нам явил, / Чем в первый раз Великий Петр нас озарил». Это четверостишие сочинено директором Новочеркасской мужской гимназии.


Триумфальная арка на проспекте Платовском в Новочеркасске. 2015 г.

Триумфальная арка на проспекте Платовском в Новочеркасске. 1942 г.

Вид на арку со спуска Герцена во время оккупации. 1942 г.



Вопреки ожиданиям, император в 1817 году в Новочеркасск не приехал, а посетил город в следующем году. Вместо него осенью 1817 года граф Платов встречал у триумфальных ворот его младшего брата, 19-летнего великого князя Михаила Павловича, совершавшего «образовательную» поездку по России.

Триумфальная арка на проспекте Платовском в Новочеркасске. 1900—1917 гг.

Вид на арку со спуска Герцена во время оккупации. 1942 г.

Триумфальная арка на спуске Герцена в Новочеркасске. 1978 г.

В советское время декоративные детали арок, как и все надписи, прославлявшие императора, были уничтожены. В ходе реставрации арок в 2020 году удалось воссоздать декоративные элементы, шары и барельефы. Однако полностью восстановить получилось только северную арку на современном спуске Герцена.



Северная триумфальная арка Новочеркасска

Западная Триумфальная арка в Новочеркасске. 2021 г. Автор — Пётр Чернега

Похожие места

Комплекс исторического центра Камышина

В Камышине сохранилось около 250 старинных зданий — потенциальных памятников культурного наследия. 

Пожарная каланча в Рыбинске

Здание пожарной каланчи в стиле модерн — заметная архитектурная достопримечательность Рыбинска. Здание высотой 48 метров, построенное в 1912 году, до сих пор считается одним из самых высоких в России.

Мемориал рабочим строительства № 501 ГУЛАГа

В память о заключенных, погибших при строительстве железной дороги Чум — Лабытнанги — Салехард — Пур — Игарка, в Салехарде установлена мемориальная композиция, основой которой является паровоз серии Эм.

Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!