Текие дервишей

Время прочтения: мин.

г. Евпатория, ул. Караева, д. 18

GPS: 45.199515 , 33.380578

Текие на улице Караева — единственная в Крыму обитель дервишей XV–XVI веков. Сейчас здесь находится духовный центр небольшой суфийской мусульманской общины.

Сообщества дервишей

Начиная с XIII века в исламском мире стали появляться суфийские (дервишские) сообщества, в чем-то схожие с христианским монашеством. Дервиши строили свои обители с мечетями и религиозными школами — так называемые текие. Подобные сообщества возникли и на территории сильнейшего из мусульманских государств — Османской империи, а затем и на землях подвластного ей Крымского ханства.

Единственное сохранившееся текие в Крыму находится в Евпатории недалеко от крепостных ворот Одун-базар-капу. Его возникновение исследователи относят к концу ХV — началу XVI века, хотя отдельные помещения пристраивались к основным зданиям вплоть до XVIII столетия.


Текие дервишей в Евпатории. 2019 г.

Дом под куполом

По своим архитектурным особенностям это, несомненно, османская постройка. Обитель состоит из, собственно, текие (монашеского общежития), мечети с минаретом и медресе — духовной школы. Здание текие перекрыто мощным сводчатым куполом — его диаметр составляет десять метров. Купол образует закрытое внутреннее пространство высотой 20 метров, куда выходят двери келий суфиев. Большое подкупольное пространство служило для совершения зикра — ритуальной круговой пляски дервишей, в ходе которой они достигали состояния религиозного экстаза. Из-за обычая совершать обряды и радения подобного рода этих дервишей называли «пляшущими» или «кружащимися». Кроме них в Крымском ханстве существовали и общины дервишей-молчальников.

Текие дервишей в Евпатории

«Пляски» дервишей. 2019 г.


Постепенное разрушение здания

Здание обители, благополучно простояв несколько столетий, серьезно пострадало от крымского землетрясения 1927 года. После закрытия монастыря в 1930 году он не ремонтировался и пришел в состояние крайней ветхости. Не разрушили текие лишь потому, что в послевоенный период здесь находились складские помещения Черноморского флота. В 2000-е годы все же был произведен небольшой косметический ремонт здания, но оно все еще остро нуждается в капитальной научной реставрации.


Руины мечети Шукурла–эфенди. 2022 г. Автор – Marie Toum

В здании открыта скромная музейная экспозиция, а также время от времени проводятся дервишские богослужения, некоторые из них демонстрируются туристам.

«Пляски» дервишей. 2019 г.

Похожие места

Петровский мужской монастырь

Одно из утраченных сокровищ Ростова — Петровская мужская обитель. Как и многие местные монастыри, он был расположен на берегу Ростовского озера. В начале XX века у этого монастыря было и другое название — Петровский на Поле.

Буддийская пагода Семи Дней

Пагоду Семи Дней построили по проекту архитектора Ахмета Босчаева в 2006 году на центральной площади Элисты. Ее название связано с древним преданием о семи буддах, сошедших на землю.

Солотчинский монастырь

Возникновение и первые годы существования Солотчинского монастыря неразрывно связаны с именем самого известного из великих князей Рязанских — Олега Ивановича. Именно здесь до начала XX века хранилась его кольчуга, которую он вместо вериг носил под монашеской одеждой 12 лет.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!